Фильмы про Капоэйра
Из-за того, что капоэйра включает в себя множество зрелищных и эффектных акробатических движений, она не осталось незамеченной голливудскими сценаристами. Огромную популярность боевое искусство получило после художественного фильма «Только Сильнейшие» (The only strong). Это первый художественный фильм, который полностью посвящен капоэйре
.
Для этой роли знаменитый на то время актер Марк Дакаскос, долгое время занимался изучением капоэйры у лучших мастеров Бразилии. В роли учителя для персонажа Марка снялся Жозелиту Санту, знаменитый мастер капоэйры. Oн же был и постановщиком боев в фильме. После ошеломительного успеха фильма «Только сильнейшие» появилось множество картин, в которых, в том или ином виде, присутствует капоэйра. Например, такие кассовые фильмы как — «Неоспоримый», «Шаг вперед», «Смертельная битва», «Честь Дракона», «Женщина-кошка», и многие другие.
Капоэйра включает в себя множество элементов из разных искусств. Она одновременно развивает силу, координацию, ловкость, реакцию, а также позволяет найти для каждого что-то свое, и развиваться в этом направлении.
Капоэйра: происхождение термина
Слово «капоэйра» не переведено ни на один язык и считается устойчивым термином с не разгаданным до сих пор происхождением. Точно известно, что ни в одном из африканских языков ничего похоже на это слово нет, зато есть оно в языке индейцев Латинской Америки, племени тупи-гуарани, и означает «высокая трава». По одной версии, именно в высокой траве нападали друг на друга беглые рабы и охотники за ними. По другой версии, в высоких зарослях травы по обочинам дорог подстерегали мирных жителей бандиты и разбойники, и со временем появилось выражение «Берегись высокой травы», т. е. — берегись бандитов из высокой травы. В то же время белые люди любого странного мулата, чёрного или индейца считали бандитом, и говорили «Они играют капоэйру», когда видели любые подозрительные сборища.
По теории Баиянского Федерального Университета, истоки капоэйры можно найти в баиянских доках, где моряки и портовые грузчики играли в игры под названием «капоэйражем» (capoeiragem) и «батуке» (batuque), в которых требовалось без помощи рук выбить противники из круга.
До 1930-х годов в книгах капоэйра называлась «игрой капоэйр» (jogo de capoeiras) или capoeiragem, впрочем, стоит учитывать, что словом capoeira называли не само действо, а его участников. Так что, несмотря на то, что капоэйристов очень любят называть «бойцами», всё-таки, они — игроки, а капоэйра — игра.
Что же такое капоэйра
Капоэйра – разновидность единоборств, родиной которой является Бразилия. Распространение это искусство боя получила благодаря находящимся в рабстве африканцам. Необычность подачи в виде танца, была связана с необходимостью маскировки, ведь ни один плантатор не позволил бы своим рабам изучать боевое искусство.
Первые школы капоэйры стали открываться в конце 40-ых годов прошлого века. Популяризация «африканского боевого наследия» привела к тому, что спустя несколько лет капоэйра получила официальный статус.
Капоэйру, как вид единоборств отличают три особенности. Первая – подача в виде танца, связанная с историческим развитием этого вида боевого искусства. Вторая – это упор на уклоны. Разрыв дистанции в поединке чередуется с ударами, часто наносимыми исподтишка, с нестандартной траектории или со спины. Эта особенность также связана с историей развития боя. Противниками безоружных рабов нередко были плантаторы вооруженные холодным или огнестрельным оружием.
Третья особенность – это техника в виде опоры на удары ногами и подсечки. Руки в капоэйре используются как средство сохранения баланса.
Особенности капоэйры
Этот вид спорта совмещает в себе бразильскую музыку, песни, танцы, боевое искусство, а также традиции и особую философию, что не могло не отразиться на списке правил.
Сами спортсмены, практикующие капоэйру, называют себя игроками, а поединок – игрой. Это довольно точно отражает суть этого боевого искусства. Главный принцип игры – уйти от ударов как можно эффектнее и быстрее. Капоэйристы называют игру словом «рода», что означает «круг» в переводе с португальского.
Обычно схватки проходят под аккомпанемент ударных и струнных этнических инструментов, а также традиционных песен. Музыкальное сопровождение создает определенный ритм и темп, а также формирует особое настроение участников поединка.
Упор на уклоняющиеся движения, непрерывное движение, постоянный разрыв дистанции, а также неожиданные атаки исподтишка – главные особенности капоэйры. Такая техника – это дань традиции, которая возникла из-за того, что чернокожим противостояли вооруженные огнестрельным или холодным оружием враги.
Мнение, что капоэйра не годится для реальной самообороны – не совсем верно. Действительно, как правило, в процессе поединка между бойцами отсутствует контакт, они не касаются друг друга. Цель игроков – обмануть своего соперника, явно показать его слабые места. Акробатические же элементы используются, в том числе и для демонстрации превосходной степени владения телом.
Также стоит принять во внимание, что капоэйра – весьма демократичный вид спорта, поэтому соревнования могут быть как полноконтактными, так и ограниченными в нанесении приемов и ударов. В целом капоэйра характеризуется как искусство противостояния жизненным трудностям с помощью своей силы, выносливости и уравновешенности
Важное составляющее ее поединков – это получение удовольствия обоими соперниками. Философия этого боевого искусства уже привлекла и продолжает привлекать множество последователей по всему миру. В целом капоэйра характеризуется как искусство противостояния жизненным трудностям с помощью своей силы, выносливости и уравновешенности
Важное составляющее ее поединков – это получение удовольствия обоими соперниками. Философия этого боевого искусства уже привлекла и продолжает привлекать множество последователей по всему миру
В целом капоэйра характеризуется как искусство противостояния жизненным трудностям с помощью своей силы, выносливости и уравновешенности
Важное составляющее ее поединков – это получение удовольствия обоими соперниками. Философия этого боевого искусства уже привлекла и продолжает привлекать множество последователей по всему миру
История
До сих пор трудно сказать, какая страна стала первой родиной боевого искусства, кто был его основателем, почему оно достигло сегодня большой популярности. Общепринятая версия появления капоэйры возвращает нас в Южную Америку XVII-XVIII веков. Африканские рабы, завезённые в Бразилию для работ на плантациях, бежали от непосильного труда, создавая в джунглях Амазонки общины «Киломбуш», где присоединялись к аборигенам – индейцам, ещё не покорённым европейскими колонизаторами. Нередко и тем, и другим приходилось защищать свои свободные поселения. Зачастую из-за нехватки оружия всё чаще доводилось использовать рукопашный бой, что, по мнению историков, и стало причиной появления нового искусства защиты – капоэйры. Хотя слово «капоэйра» не имеет точного перевода, предположительно обозначает джунглевые заросли – капоэйрас. Другие исследователи считают, что смысл данного слова означает место с низкой травой – площадку, где удобнее всего проводить тренировки.
С 1888 годом крепостное право кануло в лету, и рабы освободились от гнёта колонизаторов, однако это событие не коснулось африканских невольников. Капоэйру неоднократно запрещали, однако в среде бедняков она сохранялась и как танец, и как боевое искусство.
ХХ век принёс равенство прав всем расам и широкое развитие единоборств. В 30-е годы минувшего столетия капоэйра оформилась в качестве спорта, а в 1937-ом её официально признала Национальная конфедерация бразильского спорта.
Выход в мир
В 1980-е годы капоэйра вышла за пределы Бразилии и постепенно стала появляться за границей. Первым делом, конечно, в США. Одними из первых там появились мастера Бира Алмейда (в Калифорнии) и Желон Виейра (Нью-Йорк). Сегодня капоэйра существует во всех странах мира, сохраняя свои музыкальные и песенные традиции, варьируясь в стилистике движений от школе к школе. Многие школы капоэйры базируются уже не в Бразилии, но в США и Европе, там же проходят крупные мероприятия, собирающие сотни людей по всему миру. Многие старые мастера шутят: теперь для того, чтобы стать мастером, капоэйристу из Бразилии нужно всего 12 часов — столько летит самолёт из Рио в Европу.
Происхождение капоэйры
Учитывая историю этого вида единоборств – не удивительно, что о нем не сохранилось никаких документальных сведений. Немного забежим наперед и объясним. Дело в том, что капоэйрой занимались, в основном, рабы, а им не положено было этого делать.
Полноценно можно утверждать, что капоэйра, в том виде, в котором мы ее знаем сегодня, определенно точно зародилась в Бразилии. Но початки ее были видны еще в Африке. Дело в том, что «цивилизованная Европа» в те годы (примерно 1500-е годы) активно распространяла свою культуру по миру. А переводя на нормальный язык – ездили по миру и истребляли местных жителей различных континентов (в основном индейцев), которые физически не могли с луками и стрелами противостоять мушкетам и пушкам.
Таким образом, европейцы поделили Африку, а затем, волею судеб, волны океана занесли их и в Южную Америку, где португальцы сразу же заявили свои права на местные территории. И караваны черных рабов погнали именно на территорию нынешней Бразилии. Рабы же были, в основном, из Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Жизнь у рабов была не сахарной, поэтому часть из них бежала в сельву. Африканские рабы привезли в Бразилию еще и свою культуру. Например, есть факты, говорящие о том, что народ Банту больше всего приложил усилий к созданию капоэйры.
Дело в том, что у этих народов изначально в племенах были традиции. Юноши должны были танцевать воинственный танец, основы которого лежат в капоэйре. Документально это нигде не подтверждено, но в целом какое-то сходство у танцев имеется.
Существует миф, согласно которому капоэйру рабы специально маскировали под танец, чтобы скрыть истинное значение боевого искусства. Однако в те годы любые проявления африканской культуры (в том числе и танцы) жестоко преследовались властями, поэтому скрывать одно запрещенное действие другим – просто не было смысла. Скорее, маскировка имела больший смысл в 19 веке, но к этому мы еще вернемся.
Инвентарь, используемое оружие
Традиционный костюм капоэйриста состоит из белых хлопчатобумажных брюк и майки с эмблемой школы. Цвет пояса (кардао) указывают на уровень мастерства спортсмена. Кстати, школы, которые не входят в состав Федерации, имеют свою расцветку поясов, отличаются и своими фирменными приёмами.
Техника капоэйры содержит и боевой раздел, где ученики изучают борьбу одного человека против нескольких противников, борьбу безоружного против вооружённого человека, борьбу со связанными руками. Имеется раздел по работе с оружием. Национальное и одновременно традиционное оружие капоэйриста – мачете, а поединок, где используется мачете – «мокелеле». Как и рода, он проходит под музыкальное сопровождение и пение. Кроме мачете, профи используют и специальные небольшие ножи с изогнутым лезвием, не имеющим рукоятки. Зажав пальцами ног лезвия, бойцы могут наносить очень серьёзные ранения на спине и груди. Когда-то рабы таким образом выясняли отношения между собой, но при этом совсем не хотели убивать друг друга.
Развитие капоэйры
Как видите, рабам вообще нельзя было ничего делать, тем более сохранять свои традиции. Однако тут им помогли другие захватчики. Буквально 100 лет спустя на Бразилию вышли и датчане, которые стали совершать активные набеги на Португальские земли. И вот эти набеги стали истинным глотком воздуха для рабов.
Пока европейцы воевали друг с другом, рабы сбегали в сельву, где основывали собственные поселения. Одним из самых известных поселений стало Quilombo dos Palmares. Известно, что это поселение несколько раз успешно отражало массированные атаки европейцев. Считается, что именно в стенах этого поселения и зародилась боевая капоэйра, по крайней мере ее зачатки и основные движения. Кстати, вождь этого поселения до сих пор воспевается в традиционных песнях капоэйры.
Но, как ни крути, а преимущество было на стороне португальцев. Они разгромили поселение, а людей снова загнали в рабство. Тем не менее, было уже поздно. Капоэйра получила свой толчок к развитию. Да, рабов разогнали по разным поселениям, однако капоэйра продолжила жизнь, набирала новых учеников и все больше популяризировалась, все больше скрывая мощные смертоносные движения в танце.
Так продолжалось до 1814 года. Капоэйра развивалась, все больше и больше людей изучали это боевое искусство, зная истинное его значение. Почти 200 лет капоэйра впитывала смертоносные и опасные техники и движения из разных боевых искусств, привозимых в Бразилию. Но все это так умело и грамотно скрывалось за движением танцев, что проследить истинное значение капоэйры было просто невозможно незнающему человеку.
Капоэйру практикует Конор Макгрегор — и не только он!
Если задаться целью найти у капоэйры общий знаменатель, то, пожалуй, это философия движения. Перед одним из важнейших боев в своей карьере знаменитый ирландец Конор Макгрегор стал заниматься у необычного тренера по имени Идо Портал. Портал — бывший капоэйрист и основатель собственного спортивного направления, похожего на сложную смесь трикинга, йоги и паркура. Если совсем коротко, то суть его философии — двигаться всегда и везде, двигаться, пока можешь, двигаться сейчас и сегодня, потому что настанет один прекрасный день, когда двигаться ты не сможешь. И это очень глубокая мысль: человек буквально создан для движения и пренебрегая им, мы обрекаем себя на довольно хреновое самочувствие и целый ряд болезней. Капоэйра в этом смысле отлично помогает, потому что задействует все тело в самых причудливых движениях, что полезно не только для мышц, но и для нервной системы. Новые способы двигаться — новые нейронные связи и мощный бафф для вестибулярного аппарата: как поется в еще одной популярной песне, «капоэйра качается, но не падает». Кстати, сам Макгрегрор капоэйру тоже практикует.
Достоинства и недостатки
Главным достоинством бразильского боевого танца является увлекательность занятий. Этот вид единоборств не относится к рутинным, где необходимо, раз за разом выполнять один и тот же прием или удар.
При этом для капоэйры свойственны высокие физические нагрузки, растяжки. Все это быстро приводит тело и фигуру в оптимальное состояние. В процессе занятий развиваются такие качества как коммуникабельность, музыкальность, творческая составляющая.
Из минусов стоит отметить сложности с процедурой получения очередного ранга. Помимо основных приемов от спортсмена требуется умение петь и играть на традиционных бразильских музыкальных инструментах.
Примечания
-
Health»snews.com Капоэйра – пристало ли джентльмену? ,
-
Health»snews.com Капоэйра – Главное – растяжка ,
-
ISBN 5-93347-205-0 .
-
Статья Киломбуш — свободные города на v8mag.ru
-
Капоэйра Ангола: сборник статей. М., Русаки, 2005., ISBN 5-93347-205-0 . Дэниэл Досон, статья «Капоэйра Ангола и местре Жоао Гранди», англ.
-
Капоэйра Ангола: сборник статей. М., Русаки, 2005., ISBN 5-93347-205-0 . стр. 22
-
Статья КАПОЭЙРА: БРАЗИЛЬСКИЙ БОЕВОЙ ТАНЕЦ на idance.ru
- Более подробно капоэйра в этот период описана в книге
Капоэйра – это не просто танец, а настоящее искусство. И освоить его сможет каждый, если, конечно, постарается и приложит усилия.
Как появилась?
История появления и развития капоэйры уходит корнями в XVIII век, но считается, что она возникла гораздо раньше. Если верить наиболее распространённой и общепринятой версии, то данное искусство возникло в Южной Америке, причём благодаря чернокожим рабам, которых из колоний Гвинеи, Конго, Мозамбика и Анголы привозили португальцы.
В то время к ним относились крайне жестоко, и они были вынуждены бежать. Беглые организовывали целые вольные города (киломбуш), в которых часто яркая и самобытная африканская культура сталкивалась с более размеренной индийской. И для развлечения и поддержания формы они танцевали. Так и появилась капоэйра.
Есть разные сведения о происхождении первых танцев. Так, одни считают, что они относятся к субкультуре национальных африканских танцев. Изначально боевых приёмов в капоэйре не было. А другие полагают, что основой искусства стал боевой национальный танец Африки «нголо», который был неотъемлемой частью обряда инициации в южных регионах Анголы.
Молодые воины, которые вступали друг с другом в бой, изображали зебр. Так или иначе, истоки капоэйры всегда связывали с именем легендарного героя Зумби, который для бразильского народа стал символом сопротивления.
Что касается названия, то также есть несколько версий. По одной из них, с индейского языка тупи оно переводится как «поле, заросшее кустарником и очищенное вырубкой или выжиганием». Вероятно, трактовка актуальна, ведь для танцев были необходимы площадки, и их наверняка приходилось расчищать.
Согласно другой версии, на португальском «капоэйра» — это «клетка для кур». Но есть и третья версия, и её приверженцы считают, что название является искажённым произношением слов «kipula» и «kipura», которые можно перевести с языка киконго как «драться» и «порхать с места на место».
Что потребуется для начала занятий?
Чтобы начать полноценно заниматься, следует для начала найти подходящую школу и записаться в неё. К сожалению, профессиональных и опытных тренеров не так много, и часто капоэйра преподаётся в фитнес-центрах и преподносится как направление фитнеса.
Для тренировок потребуется немного. Во-первых, это ваш настрой. Будьте готовы выкладываться по полной и трудиться. Во-вторых, это одежда. Специальную форму приобретать необязательно, подойдут любые свободные вещи. А от обуви можно отказаться совсем, без неё заниматься гораздо удобнее.
Приступайте к тренировкам и осваивайте это искусство!
Современные школы капоэйры
Сегодня уровень мастерства в школах определяется цветом пояса или платка, который повязывают на шее. Примечательно, что цвет, определяющий тот или иной уровень, определяет для себя каждая школа. Единой иерархии по цвету не существует.
Кроме занятий в роде (арене), каждый ученик обязан изучать:
- историю капоэйры;
- португальский язык;
- аутентичную музыку и песни;
- философию ведения боя.
Несколько лет упорных занятий помогут достичь звания опытного ученика – формадо. Высшим уровнем мастерства считается достижение статуса местре. Оно дает право обучать других и даже открыть собственную школу.
Интересное о капоэйре
Все учебные центры должны отдать предпочтение своему стилю капоэйры. Основными являются следующие:
Рэжионал. Отличается не только активными ударами ногами, но и руками, а также высокой скоростью движений и эффектными высокими ударам ногами. Основоположником стиля считается Рейс Мачадо.
Ангола. В этом стиле характерны низкие переходы и использование различных подсечек. Главной целью боя в этом стиле является не противостояние, а диалог с соперником
Большое внимание уделяется духовному росту каждого ученика.
Контемпоранеа. Этот стиль более современный
Он является совокупностью двух предыдущих. Борьба происходит по нарастающему темпу.
Капоэйра – это своеобразный гимн человеческой свободе. Боевое искусство, берущее начало у истоков борьбы против рабства. При этом совершенно не приветствует использование силы
Это искусство о принятии жизненных трудностей и противостоянию им выносливостью и уравновешенностью. Именно поэтому у течения так много последователей по всему миру.
Визуализировать технику капоэйра и понять, чем же это боевое искусство отличается от остальных, вам поможет видео:
Появление музыки
До 30-х годов XIX века музыки в капоэйре не было. По городам Бразилии ходили отдельные музыканты с беримбау в руках и зазывали прохожих в местные лавочки. В какой-то момент практикующие капоэйристы встретились с музыкантами и объединились. Это соответствует теории Ренату Алкантера о том, что капоэйра вышла из баиянских доков и развлечений местных грузчиков и моряков, которые вполне могли добавить музыку в свои игры — просто для веселья. В любом случае, появление музыки изменило капоэйру, смягчило её агрессию и прикладной боевой аспект, добавило игровой момент, и вскоре capoeiragem стали играть на улице перед публикой.
Рождение Capoeira Regional
Manoel dos Reis Machado (Mestre Bimba) родился в столице Баии — Сальвадоре в 1900 году и с 12-ти лет начал учиться капоэйре у капитана Бентинью, заодно подрабатывая в доках. К двадцати годам он стал мастером капоэйры, опасным и сильным бойцом, побеждал в боях с боксерами и борцами джиу-джитсу. Хотя он не успел научиться читать и писать, ума и сообразительности ему было не занимать, так что скоро богатая молодёжь Баии стала учиться у него капоэйре. К 1932-му году у Бимбы набралось столько учеников, что он решил открыть академию. Его школа капоэйры стала первой школой, предназначенной для простых людей, а не для военных.
До Бимбы метода обучения капоэйре практически не существовало: человек приходил группу и (если его принимали) пытался повторять, что делают остальные, учился прямо в процессе. Но ученики Бимбы — белые католики среднего класса — привыкли к совсем другим методам, поэтому мастеру пришлось подстроиться под их привычки: он стал отделять новичков и систематически обучать их, постепенно повышая уровень сложности. Благодаря этому педагогическому приему капоэйра из занятия для рабочих и маргиналов превратилась в искусство, которому с удовольствием стали учиться богатые белые люди.
Тем не менее, не стоит забывать, что капоэйра как проявление африканских традиций, всё ещё была вне закона. Поэтому Бимба сделал два важных шага: во-первых, стал говорить о её бразильском, а не африканском наследии; во-вторых, дал своей капоэйре другое имя, чтобы избежать проблем с законом. В его академии официально преподавали Luta Regional Bahiana — «баиянскую борьбу». Но капоэйристы, прекрасно понимая, что скрывается под этим именем, стали называть капоэйру мастера Бимбы Капоэйрой Режионал, т. е. местной капоэйрой района Баийи.
Бимба был талантливым музыкантом, поэтому бережно сохранил традиционный музыкальный элемент капоэйры, добавив в него несколько новых ритмов. Он также ввёл в систему обучения особые связки движений — секвенции, которые являются обязательными для изучения строгими последователями его стиля, акробатические связки Cintura desprezada или Jogo de balões, систему градации и многие другие новшества, которые вывели капоэйру на новый уровень развития.
Ученики Бимбы — те самые богатые белые католики, которые стали заниматься искусством чёрных рабочих — были одними из тех, кто помог вывести капоэйру из состояния «вне закона». Многие из них были сыновьями политиков и поэтому смогли начать работу по легализации капоэйры. В 1930-х годах, во время диктатуры Жетулиу Варгаса, капоэйру признали национальным искусством, которое следует развивать, преподавать в академиях и даже демонстрировать на улицах.
Капоэйра и мафия
Гонения капоэйры продолжались по 1888 год, который стал знаменательным для Бразилии. Дело в том, что именно в этот год был подписан «Золотой Закон», благодаря которому рабство было отменено. Но отмена рабства не привела ни к чему хорошему. Сотни тысяч людей оказались на улице, без средств к существованию, без крыши над головой, без работы, а главное – абсолютно неготовые к новой «вольной» жизни. Именно поэтому многие из них уходили в преступность, создавались целые бандитские группировки и капоэйра стала грозным оружием всех бандитов.
Капоэйрист, в те годы, можно было приравнять к бандиту и преступнику. Не прошло и 4 лет, как новая власть ввела запрет на капоэйру. Причем запретили ее на уровне конституции. Однако, как и прежде, у людей не было средства к существованию, поэтому единственное, на чем сказался этот закон – капоэйру перестали преподавать открыто. А что касается применения в бандитизме, то ситуация ухудшилась в разы. Нередко поединки капоэйры переходили в массовые баталии целых мафиозных кланов, и практически всегда все это заканчивалось множеством смертей.
Надо сказать, что тогдашняя капоэйра была не чета нынешней. В те годы ушла вся акробатика, ушли все танцевальные элементы. Все сводилось к максимальной действенности и жестокости. Современная капоэйра также имеет множество приемов из тогдашней, но теперь они все замаскированы под танец и выглядят не столь грозно и жестоко.
Какие возможности дает для спортсмена
Начиная заниматься, капоэйрой, следует знать, что будет идти большой расход энергии. Однако при этом будут прокачиваться и разминаться практически все мышечные группы. В результате тело буквально обновляется. Уходит не только лишний вес, но дряблость кожи. Тело получает столь необходимый для полноценной жизни тонус.
Благодаря этим упражнениям, можно подтянуть ягодицы и бёдра, что довольно сложно сделать на тренажерах. Это связано с тем, что основная нагрузка идет именно на ноги.
Благодаря капоэйра можно избавиться и от живота. Этому способствуют энергичные повороты и уклоны, что будут тренировать мышцы пресса. Конечно, для получения идеального рельефа придется заниматься отдельно, но зато подтянутый и плоский живот будет гарантирован. Кроме этого, у тела развивается гибкость, а так же координация движений. Да и сам организм будет меняться, становясь более выносливым.
Капоэйра неразрывно связана с музыкой
Но как говорил один старый мастер, «капоэйра — для всех, но не все — для капоэйры».
Нельзя просто так взять и заняться капоэйрой: в комплекте с движениями и потогонными тренировками в нагрузку идет как минимум игра на нескольких музыкальных инструментах, как максимум — еще несколько народных афро-бразильских танцев и португальский язык. Музыка и песни в капоэйре совершенно необходимы, они задают настроение всему происходящему, ведущие роды (обычно это мастера или старшие ученики) буквально дирижируют происходящим. С непривычки это может показаться странным, но на деле это дико круто — как если бы каждую драку обязательно сопровождал саундтрек, как в боевиках. Ведь в любой драке тоже есть ритм, это обусловлено логикой человеческой анатомии и биомеханики: чтобы мощно бить, нужно мощно замахиваться, часто всем телом, а делать это лучше всего получается именно в ритме. Свой ритм есть в любом боевом искусстве, но только в капоэйре он в обязательном порядке обрамляется музыкой, и эту особенность со временем начинаешь безумно ценить.
Есть и другой момент. Песни в капоэйре живут своей жизнью и выступают носителем информации. В некоторых из них рассказываются фольклорные истории, в других славят легендарных мастеров, духов ориша (из пантеона афробразильской религии кандомбле) и католических святых, третьи могут служить в качестве метафоры на происходящее в кругу, а кроме того ведущим роды не возбраняется переходить на фристайл и комментировать происходящее в форме песни. По этой причине тоже очень желательно знать португальский, это делает занятия капоэйрой во много раз интереснее. Про инструменты лишний раз повторяться не буду: во многих школах бессмысленно рассчитывать получить следующий пояс без умения проявить себя в оркестре.
Таким образом выходит, что капоэйра так или иначе заставляет развиваться сразу в нескольких направлениях. Возможно, по этой причине процесс обучения в капоэйре довольно долгий — чтобы освоить джентльменский набор ученических навыков, можно потратить десять лет и больше; путь до мастерского пояса редко занимает меньше двух десятков лет. Выдержки и запала хватает, прямо скажем, не всем
Местре Паштинья — сторонник традиций
Висенте Феррейра Пастинья или Местре Паштинья пошел иным путем. Он считал, что капоэйра совершенна сама по себе, и главное — это сохранить уникальные традиции и культуру.
Даже в названии своей школы он использовал слово «Ангола», так как считалось, что одной из основ капоэйры был африканский боевой танец нголо, а родиной многих бразильских рабов является именно Ангола.
Местре Паштинья был убежден в том, что боец должен быть ловким, гибким и хитрым, поэтому различным уловкам в его школе уделяется очень много внимания. Существует даже такой обычай — или «вызов» — когда во время танца-поединка, один из бойцов либо пением, либо определенным жестом вызывает соперника, и тот должен подойти и взять его за руки, минуту двигаясь рядом с ним. И за эту минуту вызывающий должен нанести неожиданный и подлый удар или подсечку, а вызываемый — успеть среагировать на нее. Это учит бойцов хитрости и умению в любой ситуации ожидать удара.
В 1941 году мастер открыл свою Академию Капоэйры Ангола, окончательно выведя ее на легальный уровень.