Кульминация

Учебная литература по юридической психологии

Виды кульминаций

Принято считать, что кульминация – это своеобразный пик, вершина повествования, да и происходит термин от латинского слова «вершина». Однако в произведении может быть не одна подобная вершина.

  • Центральная кульминация – это наиболее распространённый вид, присущий произведению с линейным или циклическим сюжетом. Располагается такая кульминация ближе к финалу и хорошо заметна, как пик конфликта, приводящий к его разрешению.
  • Множественная – присуща сложным, многоплановым произведениям с разными сюжетными линиями. Так в романе А. Толстого «Анна Каренина» разные литературоведы насчитывают как минимум три кульминации. Среди них, например, сцена на скачках, когда Анна под влиянием страха за любимого мужчину выдаёт себя и признаётся мужу в измене; тяжёлые роды Анны, когда муж её прощает, но тем конфликт не исчерпывается.

В сравнительно небольшой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тоже две кульминации: первая — захват крепости мятежниками и казнь капитана Миронова, вторая — спасение Маши Гриневым.

Поворотная или промежуточная. Это напряжённая, эмоционально насыщенная ситуация, пик конфликта, но приводит он не к развязке, а к повороту сюжета и новому конфликту. Об этом подробнее можно прочитать в других статьях, пройдя по ссылкам внизу.

Таким образом, разрабатывая план своей книги, всегда нужно помнить о кульминации и подводить к ней читателя постепенно, наращивая напряжение. Тогда читатель испытает яркую смесь эмоций и не забудет вашу книгу.

Конфликт и кульминация

Нас с вами интересует в первую очередь художественная литература. В рассказе, повести, романе, поэме или пьесе события последовательно сменяют друг друга. Образуется соединение характеров, интересов, поступков героев, вступающих в противоречие друг с другом. Зарождается художественный конфликт.

Конфликт – это не обязательно открытая борьба: дуэль, как в «Евгении Онегине» или рукопашный бой, как в поэме М.Ю.Лермонтова о купце Калашникове.

Например, в «Обломове» И.А.Гончарова назревает конфликт между философией «творцов жизни», активных деятелей и пассивным отрицанием внешней деятельности.

Ярче всего эти две крайности демонстрируют Обломов и Штольц, а кульминационным моментом романа становится любовь Ильи Ильича к Ольге, которая как бы перекидывает мостик от одного полюса к другому.

Таким образом, конфликт можно сравнить с образованием напряжения внутри грозового облака. Более тяжёлые частицы сталкиваются с более лёгкими, в результате чего возникает напряжение. А кульминация – это разряд молнии, после которого следует гром (развязка сюжета) и собственно гроза с ливнем и ветром (разрешение конфликта).

События

21.12.2023 09:00

Завершился
Регулярный Клубный Чемпионат Jaaj.Club 2023 года

ТОП победителей

 LISKI
 Auster
 Palevka-89

Турнирная таблица
Чемпионы Jaaj.Club

12.12.2023 17:40

* * *

Расписание турниров на 2024 год

Покажи своё мастерство слова! Открой для себя новые горизонты, и пусть твой талант засияет в каждом предложении. Ведь только лучшие писатели побеждают в турнирах и собирают славу сверкающих арен.

Регистрация

* * *

22.11.2023 12:13

* * *

Обновлена статистика по продажам книг
Коллекции Jaaj.Club

Были добавлены следующие параметры:

— дата продажи книги
— количество
— магазин

Гонорары начислены авторам на внутренние кошельки Jaaj.Club.

* * *

Зачем нужна кульминация?

Если вы много читаете литературу, то наверняка сталкивались с такой ситуацией, что роман неинтересен или не очень понятен без кульминации. Книга может быть очень талантливо написана, однако, перевернув последнюю страницу, остается ощущение недосказанности, незавершенности и даже скуки.

Так бывает, если в тексте отсутствует либо неявно выражена кульминация – автор не довел сюжет до самой напряженной точки «кипения». Но это иллюзия, потому что художественного произведения без кульминации просто не бывает.

Нам так кажется оттого, что автор описал события на порядок мягче и не стал выявлять этот напряженный момент. Внимательный читатель всегда заметит кульминацию.

Но мы привыкли, что книги вызывают у нас эмоции, вопросы, заставляют думать и переживать описываемые события. Поэтому в основном авторы стремятся использовать этот классический прием для придания остроты своему роману или рассказу.

Если же текст составлен из разрозненных фраз и предложений, у которых нет общей сюжетной канвы, то кульминация здесь не сможет проявить себя. В школьных сочинениях аналогично детей учат выстраивать свою мысль – вставлять кульминацию, развивая собственную мысль и аргументируя тезис. Кульминация очень сильно зависит от техники и подачи мысли автора.

Однако необходимость в таком элементе сюжета есть, и это связано не только с тем, что с ним книга становится ярче и лучше запоминается. Кульминация – это не просто экшен на потребу публике.

Такой напряжённый момент позволяет читателю пережить сильные эмоции и состояние катарсиса, который в наше, довольно бездушное время может стать прекрасной формой психологической разрядки.

Галерея[]

Сцена в Дистрикте 12

Китнисс Эвердин и Пит Мелларк

Жатва-74. Сёстры Эвердин

Президент Панема К. Сноу

Голодные игры

Создатели Сьюзен Коллинз — Гэри Росс — Френсис Лоуренс —
Главные герои Китнисс Эвердин — Пит Мелларк — Гейл Хоторн — Кориолан Сноу (Президент) — Примроуз Эвердин — Хеймитч Эбернети — Эффи Тринкет — Цинна
Games-Сезоны 74-ые Голодные игры — 75-ые Голодные игры — 45-ые Голодные игры — 50-ые Голодные игры — 62-ые Голодные игры — 73-ие Голодные игры — Квартальная бойня
Основные понятия Жатва — Трибуты — Профи — Академии — Победители — Интервью — Эскорт — Команда подготовки — Стилист — Менторы — Очки — Одежда для арены — Токен — Рог изобилия — Парад трибутов — Спонсоры — Тренировочный центр — Пир — Тёмные дни — Революция
— —
Персоналии Сенека Крэйн — Плутарх Хэвенсби — Цезарь Фликерман — Клавдий Темплсмит — Финник Одэйр — Джоанна Мейсон — Энни Креста — Бити Литье — Мэгз Флэнэгэн — Альма Койн — Боггс — Эгерия — Антоний — Ромулус Тред
Голодные игры

Психологическое противостояние между главным героем и антагонистом

Психологическое противостояние между главным героем и антагонистом является одним из наиболее распространённых способов создания напряжённой атмосферы в триллерах. Этот метод черпает свою эффективность из того, что он заставляет зрителя или читателя делать выбор между верой в возможную победу главного героя или же встретиться с поражением.

Во многих триллерах антагонист играет важную роль, поскольку он заставляет главного героя выйти за рамки установленных границ и пройти через сложные испытания. Если главный герой не сможет победить антагониста, то у него нет никаких шансов на спасение. Этот метод также может быть использован для создания драматического финала в триллерах, где раскрытие личности антагониста может определить, кто выйдет победителем.

Как определить кульминационный момент?

Обнаружить кульминацию не всегда легко, тем более, когда она встречается в произведении несколько раз. Однако есть ряд признаков, которые помогут сделать это безошибочно:

  • интересы всех персонажей сводятся к некоему общему событию, происходящему в определённом времени и пространстве;
  • основные сюжетные линии соединяются, пересекаясь в одной точке;
  • ритм развития событий ускоряется;
  • эмоциональное напряжение достигает предела;
  • за моментом кульминации следует развязка, разрешение конфликта с высвобождением внутренней энергии и последующим спадом напряжения.

Хорошо написанный рассказ или роман даёт читателю интуитивно почувствовать приближение кульминации, заставляя сердце биться чаще.

Как правило, кульминация совпадает с каким-либо выдающимся событием: преступлением, битвой, любовной сценой, сценой разоблачения или гибели героев.

Иронические произведения умело обыгрывают ожидание катастрофы: долго нагнетают ощущение конца, а затем рассказывают о чём-то мелком и незначительном. Пример – известное стихотворение Вадима Левина о мистере и миссис Бокли, которые кололи орехи биноклями.

Кульминация – часть композиции

В литературе кульминация — это обязательная часть композиции произведения. Обычно она располагается после основного действия. Когда читатели уже познакомились с главными героями, их взаимоотношениями и проблемами, конфликт устремлений или характеров достигает критической точки.

Этот момент удерживает внимание, так как интересно, чем противостояние разрешится. За кульминацией обычно происходит развязка

В рассказах и пьесах чаще всего есть только одна кульминация. Например, в комедии Николая Гоголя «Ревизор» она происходит в момент, когда герои узнают, что Хлестаков вовсе не тот, за кого себя выдавал.

А развязкой становится новость о том, что в город едет настоящий ревизор. В более масштабных произведениях — повестях, романах — подобных острых моментов может быть несколько.

В музыке кульминацией становится самый эмоциональный момент мелодии, когда ее образы и партии раскрываются наиболее ярко. Во время кульминации играют все инструменты оркестра, увеличивается темп, звучат более высокие ноты.

Так, в пьесе «Рост елки» из балета «Щелкунчик» Петр Чайковский включил в кульминацию «противоположное» движение музыки. Нежный мотив у струнных растет выше и выше, а бас, наоборот, погружается ниже.

Когда эти два мотива достигают апогея, и происходит кульминация. А в симфониях, операх и мюзиклах кульминаций может быть несколько: одна основная и несколько дополнительных.

Составляющие игр[]

Жатва

Основная статья: Жатва

Эффи Бряк вытягивает имя участника 12 дистрикта

Жатва — церемония, во время которой выбираются трибуты (участники турнира). Она проводится отдельно для каждого дистрикта. В ней участвуют все дети дистрикта от 12 до 18 лет. Представитель Капитолия тянет жребий и тем самым выбирает трибутов. Чем старше ребёнок, тем больше у него шансов попасть на соревнования. Например, если ребёнку 12 лет, то в корзине одна записка с его именем, если 13 лет — то две и т.д. Можно заказать так называемые тессеры. Суть договора в том, что каждый месяц выплачиваются зерно и масло,но в чашу добавляется больше листов с твоим именем. Также любой из детей может вызваться добровольно, что часто происходит в богатых дистриктах (такие как , и )

Трибуты

Основная статья: Трибуты

Трибуты — главные участники турнира. Они представляют свои дистрикты, но вовсе не обязательно, что трибуты из одного дистрикта будут поддерживать друг друга, хотя создание временных союзов практикуется. Так как выжить предстоит только одному, то имеет смысл не доверять никому, в том числе трибуту из своего дистрикта. В случае победы трибута, ему в награду полагается огромное богатство и дом в деревне Победителей рядом с его родным Дистриктом.

Уровень подготовки трибутов очень разный. Дети из богатых дистриктов тренируются с самого детства и часто добровольно вызываются в качестве участников турнира, тогда как жители бедных дистриктов могут рассчитывать, в большинстве случае, только на удачу и собственные навыки. Хотя подготовка к Голодным играм запрещена законом, это никого не останавливает.

Менторы

Основная статья: Менторы

Победители предыдущих Голодных игр становятся менторами для подготовки новых трибутов из своего дистрикта. Они сопровождают трибутов в Капитолий и, по возможности, помогают им советами и в поисках спонсоров.

На 10-ых Голодных играх, менторами были студенты-выпускники Академии Капитолия.

Спонсоры

Основная статья: Спонсоры

Чтобы сделать турнир более интересным, у него есть спонсоры — богатые люди, которые имеют право помочь тому или иному трибуту. Завоевать расположение спонсоров не просто. Для этого нужно доказать свою популярность и то, что у тебя есть шансы на победу в играх. Спонсорская помощь может быть разной: лекарства, продукты питания, оружие, средства для выживания и пр.

Распорядители

Основная статья: Распорядители

Это специальные подготовленные  люди из Капитолия, которые моделируют как саму Арену для игр, так и сами соревнования. Они могут устроить на арене практически всё что угодно: извержение вулкана, пожар, искусственно вызвать сход лавины или затопить всю арену водой, выпустить на арену любых  диких животных. Все их действия направлены на то, чтобы сделать Голодные игры максимально зрелищными и кровавыми.

Арена

Основная статья: Арена

Это место, где соревнуются трибуты. Она представляет собой большую огороженную открытую территорию. Ежегодно распорядители строят новые арены. А старые превращают в места отдыха для жителей Капитолия. Там можно почувствовать себя на месте главных героев, просто отдохнуть и многое другое. Таким образом ни один турнир не похож на другой — трибуты могут соревноваться друг с другом как в густом лесу, так и в ледяной пустыни.
Иными словами — сначала на аренах льётся кровь,  царит смерть и убийства, а затем они служат для капитолийцев чем-то вроде пансионата или санатория.

Центром арены является Рог Изобилия, где находится оружие и комплекты для выживания. Обычно, половина трибутов погибает в начале турнира во время схватки за эти предметы. Это называется Кровавой бойней. И чем ближе пожитки к тебе, тем они бесполезней.

Цитаты со словом «кульминация»

Цитаты с рассматриваемым в данной статье словом из различных произведений помогут вам лучше понять значение данного термина в контексте:

Таким образом, кульминация – это максимально эмоциональный момент, в котором целый букет эмоций: от трагедии до восторга, от отчаяния до надежды. Хорошая кульминация написана так, что читатель буквально вылетает из реальности и потом долго приходит в себя, многократно вспоминая и переживая этот момент наивысшего напряжения.

И потом, в каждой новой книге человек подсознательно ждёт такого же сильного и яркого момента, и разочаровывается, если его в романе нет.

  • Словарь иностранных слов. — Москва: «Русский язык», 1989. — 624 с. — ISBN 5–200-00408–8;
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

История создания и итог[]

За семьдесят четыре года до событий книги «Голодные игры» дистрикт 13 поднял восстание против власти Капитолия. Очень скоро к нему присоединились и остальные дистрикты ( все, кроме Второго). Однако после уничтожения дистрикта 13 сопротивление было подавлено. Хотя на самом деле никакого уничтожения и не было.

Согласно книге С. Коллинз 2020 года «Баллада о певчих птицах и змеях» идея игр принадлежала двоим студентам Академии в Капитолии: Каске Хайботтому и Крассу Сноу (отцу Кориолана). Также прямое отношение к воплощению этого замысла, проэктированию, организации и проведению Голодных игр имеет доктор Волумния Галл, она и стала первой главой распорядителей.

После этого Капитолий начал устраивать Голодные игры, собирая по одному юноше и одной девушке из каждого дистрикта для участия в них. Таким образом он демонстрировал свою власть над гражданами, а трансляция соревнований отвлекала жителей от серых будней.

А через 75 лет после учреждения Голодные игры вызвали новую, ещё более кровавую и ожесточенную гражданскую войну — т.н. Революцию Сойки-пересмешницы. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Калипсо
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: