Советы ведущей балерины большого театра кристины кретовой для похудения и поддержания формы

Диана Лысенко

 

Диана родилась и выросла в Донецке. В 6 лет мама отвела ее в народный хореографический ансамбль.

—  Я много плакала, потому что мне не хотелось идти туда, но когда я зашла в зал и учитель начал показывать ритмические упражнения, то я влюбилась в танец. В ансамбле занималась 4 года, а потом поступила в хореографическую школу, но при этом я училась в обычной гуманитарной школе. Приходилось рано вставать, далеко ездить на занятия, но мне казалось, что я многое успеваю и все получается. После хореографической школы я могла уже идти работать в театр — в Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени Соловьяненко. Но я решила поступить в хореографический колледж в Минск. Мне было тогда 15 лет. Проучилась еще 4 года, окончила его с отличием и по распределению поступила в Большой театр оперы и балета. Работаю артисткой балета с 2001 года, задействована в балетном и оперном репертуаре. Исполняю сольно классические, народно-сценические и актерские партии.

— Самое яркое впечатление от балета — это детское воспоминание. В Донецке проводили фестиваль «Звезды мирового балета», на который приехали настоящие профессионалы со всего мира. В один из вечеров выступала Нина Ананиашвили, она исполняла «Умирающего лебедя» на музыку Сен-Санса. Я подошла к ней за автографом, у меня в руках была открытка с ее изображением. Не передать словами, как я волновалась, но Нина с большим удовольствием оставила мне автограф, поцеловала в щечку, а я подарила ей цветочки. Уже став артисткой балета, я познакомилась с ней лично, когда она приезжала ставить балет «Лауренсия». Это невероятное чувство, когда ты уже взрослый и кумир детства оказывается с тобой рядом, ты можешь перенимать его опыт лично. Из балерин современности я бы еще выделила Диана Вишнёву, Светлана Захарову и Сильви Гиллем.

— Если говорить с точки зрения артиста, то балет — это наша профессия. А если говорить как обычный человек, то для меня балет — поэзия души и тела. Я люблю его за то, что языком тела можно выразить свои чувства и эмоции, и за чувство эйфории, которое он дарит. Одна из моих любимых партий — цыганский танец из балета «Дон Кихот» на музыку Валерия Желобинского. Буквально за несколько минут ты рассказываешь маленькую историю и проживаешь целую бурю эмоций: от любви до ненависти, от радости и гнева до полного опустошения. Бывает, что в жизни ты столько не познаешь, а тут — огромный спектр эмоций всего за несколько мгновений.

— Недавно услышала, что мы подкладываем мясо в пуанты для мягкости. Вот уж странно, потому что сейчас очень много средств, которые могут делать работу в пуантах удобной. И, конечно, мы не подсыпаем стекло.

— Я прочитала в журнале «Партер», что балерины — это сверхженщины. Я соглашусь с этим, потому что артистки балета совмещают работу, семью, детей. Могут учиться заочно, получать высшее образование, пробуют свои силы в качестве педагогов, при этом всегда остаются красивыми и привлекательными женщинами. Поэтому балерины вполне могли бы стать идеалом женской красоты.

— Сейчас в театре идет постановочная работа над несколькими спектаклями, в которых и я принимаю участие: балет «Петрушка» Михаила Фокина осуществляет постановку Андрис Лиепа; опера с хореографический прологом «Саломея» (режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе) и балет «Анастасия» Юрия Трояна

Зрителю, который только начинает интересоваться балетом, я бы рекомендовала начать с классических спектаклей, а дальше отталкиваться от личных предпочтений и знакомиться с другими спектаклями: если хочется увидеть силу настоящей любви, то есть «Ромео и Джульетта», «Спартак» Валентина Елизарьева; окунуться в детство и на мгновение стать маленьким принцем можно в балете Александры Тихомировой «Маленький принц»; а если хочется погрузиться в национальную историю, то обратите внимание на «Витовта» Юрия Трояна

Поступление в балетное училище

Чтобы стать артистом балета, нужно получить среднее профессиональное образование по направлению «Искусство балета». В училища принимают детей, которые закончили 4-й класс общеобразовательной школы. Поступление проходит в три этапа. Первый 一 проверка природных данных: роста и веса, выворотности, то есть способности развернуть ноги наружу, а также высоты прыжка и музыкальности. Второй 一 медкомиссия. Третий 一 оценка танцевальных способностей. Поступить нелегко: к абитуриентам предъявляют серьезные требования на всех этапах. В Московской государственной академии хореографии, одном из самых престижных училищ, конкурс при поступлении составляет примерно 8 человек на место. 

Большинство поступающих не проходит даже первый тур отбора, потому что их рост и вес не соответствует норме. Найти таблицу с требованиями можно на сайте любого училища. Максимально допустимое отклонение от установленных значений 一 один килограмм для балерин ростом до 169 см, два килограмма 一 для тех, кто выше 169 см. Так, девушка с ростом 174 по норме должна весить 47 一 49 килограммов. Если ее вес достигает 50 килограммов и выше, то к занятиям дуэтным танцем 一 отдельной дисциплине в училище 一 ее просто не допустят. Если балерина не похудеет, то будет претендовать только на оценку «удовлетворительно» 一 таковы правила. 

Нормы роста и веса для учащихся устанавливаются с точностью до 500 граммов

Юные артисты строго следуют нормам с самого детства, и это влияет на их пищевое поведение. Антонина Разыграева с 6 до 11 лет занималась танцами, а затем поступила в балетное училище. Тогда девушке пришлось похудеть на 4 килограмма, чтобы соответствовать норме. Однако на этом Антонина не остановилась: она захотела избежать перевеса в будущем и продолжила считать калории, начала выбрасывать еду и мало пить. Ее кости стали громко хрустеть, а настроение всегда было подавленным. Так продолжалось с 12 до 14 лет. Потом девушка поняла, что от недостаточного питания ухудшается здоровье, и стала увеличивать порции и питаться сбалансированно. 

Антонина Разыграева исполняет вариацию Дианы из балета «Пробуждение Флоры» на конкурсе «Молодой балет Европы», 2019 год

У Антонины были проблемы с пищевым поведением при том, что ей повезло с обменом веществ и телосложением от природы. Сейчас, в 22 года, девушка позволяет себе есть все, но в меру, в том числе и десерты, и не испытывает проблем «с формой». Балерина признается, что в училище следят за весом гораздо строже, чем в театре. Взрослых артистов никто не взвешивает, а юные учащиеся проходят через эту процедуру минимум раз в месяц. 

Примерный рацион

Диета балерин может состоять из такого примерного меню на один день:

Завтрак Стакан свежевыжатого апельсинового сока.
Второй завтрак 100 г. обезжиренного творога.
Обед Белая нежирная рыба, отварной рис, зеленый чай.
Полдник Яблоко или груша.
Ужин Салат из зелени, гречка по-монастырски (гречневая крупа, залитая кипятком и настоявшаяся в течение 2-х часов), зеленый чай.

Аюрведический напиток для ускорения метаболизма от Илзе Лиепа: 2 ст. лож. листьев сухой мяты, 1 ст. лож. свежего мелко нарезанного имбиря, кардамон на кончике ножа залить 1 л. кипятка. Настаивать около часа. Затем процедить. Принимать дважды в день перед едой по 1 стакану с добавлением сока ½ лимона.

Первана Мырадова

 

Первана родилась в Туркменистане, в Ашхабаде. Училась в обычной школе и в детстве даже не мечтала, что станет балериной. Солистка Национального академического театра оперы и балета.

— Я ничего не знала об этой профессии, ведь мои родители никак не связаны с искусством. Однажды меня увидела мамина знакомая Ирина Мергенова, которая и открыла дверь в мир балета, показала мне видеофильмы балетных спектаклей. Это искусство было таким необычным, таким завораживающим. Я была просто потрясена! Потом Ирина начала со мной заниматься. В возрасте 10 лет я приехала в Минск и поступила в хореографический колледж. Родители и мой первый педагог были рады этому, но им было тяжело оставлять маленькую девочку одну в чужой стране. До сих пор помню, как мама со слезами на глазах уезжала отсюда. А сколько она сомневалась в правильности своего решения! Но сейчас я думаю, что это самое верное решение, которое сделали мои родители — я стала самостоятельной, взрослой и теперь занимаюсь той профессией, которая дарит мне удовольствие и радость.

— Восемь лет я проучилась в колледже у замечательного педагога Нины Давыденко, а после выпуска меня взяли в Большой театр. За эти годы Минск стал родным городом, здесь доброжелательные люди, и я не чувствую себя иностранкой. И, конечно, я очень люблю свой театр. За три года работы я стала солисткой и успела станцевать три ведущие роли.

— В нашем театре очень богатый репертуар. У нас гениальные балетмейстеры, каждый по-своему удивительный. Они помогают артистам в каждой новой постановке раскрыть в себе что-то новое, что-то другое. Если говорить про мои идеалы, то мне очень нравится Сильви Гиллем, французская прима-балерина. Сильви какая-то неземная, от ее танца у меня захватывает дух. Великолепная Диана Вишнева и Ольга Новикова — примы, которыми я восхищаюсь и на которых равняюсь.

—  Чаще всего зрителю остается неизвестным не только колоссальный труд танцора на репетициях, но и та цена, которую он платит за свой талант. Профессиональный артист, как и профессиональный спортсмен, всегда рискует. У меня было несколько травм и две операции на колене. Это, конечно, самое ужасное в нашей профессии, травмы нас останавливают, а после всегда тяжело восстанавливаться — и морально, и физически.

— Наверное, это стереотип, что балерины не едят. Откуда тогда нам брать силы? Но все то, что мы едим, сжигается в танце, иногда я даже худею после работы над спектаклем. Если я в отпуске, то могу немного поправиться, но обязательно за несколько дней перед началом работы ограничиваю себя в чем-то и делаю упражнения, чтобы прийти в форму, которая мне нужна. Ни во время учебы, ни во время работы мне не доводилось слышать, что я должна похудеть. Надеюсь, что и никогда не услышу.

—  Мне кажется, у каждого был момент, когда хотелось бросить все и уйти. У меня были такие мысли, когда я лежала дома, восстанавливалась после травмы — не могла даже нормально ходить, не то что танцевать. Каких мыслей только не было за это время, я была в отчаянии и не знала, что мне делать. Родители говорили, что примут любой мой выбор. Тут я начала думать, в какой профессии могла бы найти себя, но поняла, что, кроме как в балете, не вижу себя нигде. Потом вспомнила, сколько потрачено сил и времени. И что? Все бросить? Тогда я поняла, что я без балета не могу жить.

 
ТегиМинск 

Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:

На вашем ресурсе это будет выглядеть так

«Сломала обе стопы. Не помню, как дотанцевала спектакль». Балерины о своей профессии, питании и физических нагрузках
Как живут балерины вне сцены

Основные правила диеты артистов балета

Диета балерин — это чаще всего строжайшие ограничения. Никаких сладостей, выпечки, полуфабрикатов, копченостей и маринадов.

Безусловно, встречаются счастливицы, не склонные к полноте. Они могут позволить себе есть почти все. Лишнее сгорает во время занятий. Но даже они вынуждены щепетильно следить за каждым граммом своего веса. Что уж говорить о девушках, у которых каждый съеденный кусочек тут же откладывается на боках? Среди артистов всегда ходят слухи о том, что некоторые девушки после репетиций и выступлений падают в голодные обмороки.

  • Вода. Ее следует употреблять в день строго 30 мл. на 1 кг. веса. Как правило, общий объем составляет около 2-х литров в день. Жидкость помогает обменным процессам протекать в нормальном режиме и выводить из организма токсины.
  • Дробное питание. Маленькие порции еды, которые принимаются через каждые 3 часа, позволяют пище быстро перевариваться и не застаиваться в организме.
  • Сбалансированное меню. Белки, жиры и углеводы должны присутствовать в пище и употребляться в тот период дня, когда они лучше всего усваиваются.
  • Раздельное питание. Белки и углеводы никак не следует смешивать. Предпочтительны растительные белки, которых достаточно в бобовых (в частности, в сое).
  • Углеводы. Диета балерин отличается от питания гимнасток тем, что основана на углеводных продуктах. Именно они дают энергию организму. Ведь, как известно, у артистов балета в течение дня идет огромная нагрузка на тело. Путем изнурительных тренировок достигается мастерство. При этом затрачивается масса энергии, которую необходимо восполнять. Углеводная пища — овощи, фрукты, злаки, орехи — служат энергетическим источником для организма. Однако мучная и сладкая пища запрещена.
  • Калорийность. Следить за калорийностью продуктов необходимо, так как при превышении дневной нормы калорий на следующий день придется ограничивать себя в еде больше обычного.
  • Соль. Ее приходится полностью исключить из рациона питания, так как она провоцирует набор веса.

Перед выступлением или интенсивной тренировкой балерина может позволить себе выпить кофе с долькой черного шоколада, чтобы пополнить энергетический запас.

Это лишь общие правила питания, которыми руководствуются артисты балета в период тренировок. Однако существуют индивидуальные диеты, которые выработаны годами практики и принесли определенные результаты. Например, диета Майи Плисецкой.

Елизавета Мислер, 39 лет

прима Ростовского государственного музыкального театра

Партии: Белоснежка («Белоснежка и 7 гномов»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Жизель («Жизель»), фея Драже и Клара («Щелкунчик»), принцесса Аврора («Спящая красавица»).

Рост: 163 см.

Вес: 47-50 кг (до и после родов).

Завтрак: отрубные хлопья с молоком/ гречневые хлопья с молоком, кофе со сливками и кусочком сахара, булочка с маслом/ оладьи со сметаной, яйцо всмятку/ отрубной хлеб с брынзой и бужениной/ икрой.Второй завтрак (до 12:00): сырники со сметаной/ творожная запеканка.

Обед: суп и овощной салат.

Ужин: мясо или рыба и овощной салат.

За час до сна: кефир.

Физическая нагрузка: классы по хореографии и репетиции от 2 до 6 часов в день, 6 дней в неделю + спектакли. До беременности – современные танцы 2 раза в неделю.

Витамины и БАДы: до родов – комплекс поливитаминов для людей с повышенной физической нагрузкой.

Если нужно похудеть, садится на две недели на диету Ирины Винер, прославленного тренера по художественной гимнастике. Рацион: гречневая каша, белое мясо птицы (отварное или запеченное), нежирная рыба, морепродукты, 5 чашек зеленого чая в день, зеленые овощи. Диета направлена на ускорение обмена веществ и должна сочетаться с активными физическими нагрузками.

Запрещенные продукты: газировка. Ограничивает себя также в мучном и сладком, жареном, в мясе и жирных сырах, мороженом.

Любимое блюдо/кухня: итальянская кухня (салат «Капрезе», лазанья, паста «Болоньезе», карпаччо из лосося с каперсами, феттуччини в сливочно-грибном соусе, тирамису, салат «Цезарь»).

Всегда есть в холодильнике: овощи, зеленый салат, кефир, молоко.

«У меня есть сын Ренат, ему 1 год и 2 месяца. Во время беременности я сильно не меняла рацион, только совсем не употребляла мясо – не хотелось. Ела много фруктов, каждый день – гречневую кашу. За время беременности набрала 9 кг.

Мой нормальный вес вернулся уже в роддоме – 50 кг. С рождением Рената я скорректировала свой рацион, исключила аллергены, поскольку кормила грудью. В общем, обычный рацион кормящей мамы. Сразу надела удобные каблуки и стала подолгу гулять по улицам. Хождение на каблуках приводит в тонус мышцы ног и ягодиц. Только через два месяца после родов врач разрешил мне физические упражнения на спину, пресс, растяжку и упражнения в балетном зале. Через 3,5 месяца я уже приступила к репетициям спектакля «Белоснежка и 7 гномов». С рождением малыша фигура никаких изменений не претерпела, если не считать груди, увеличившейся на два размера. Но это, думаю, временный эффект, пока кормлю.

Я могу полностью контролировать свои желания, но в принципе не отказываю себе в любимой еде – просто ем, правильно сочетая продукты, и в нужное время. До 12:00 можно есть все (и мучное, и сладкое, и пирожные, и масло, и хлеб). Углеводы (макароны, крупы, картофель) можно до 17:00. А после этого времени лучше делать акцент на белковую пищу и свежие овощи».

«К нам относились как к расходному материалу…»

Путь к профессии артиста балета занимает почти 8 лет. За это время ребенок становится взрослым танцовщиком во всех смыслах, потому что речь идет не только о танце. Антонина считает, что училище стало для нее школой жизни.

Балетные училища есть не во всех городах, поэтому кому-то приходится переезжать и с раннего возраста жить вдали от родителей. Так произошло с Никитой Еликаровым 一 представителем театральной династии, который буквально вырос за кулисами театра. В 10 лет Никита поступил в Пермское государственное хореографическое училище, одно из лучших в стране. Молодой человек вспоминает, что тогда он еще не понимал, что ему предстоит, и при другом исходе спокойно остался бы «‎взрослеть» в родном Екатеринбурге. Осознанное желание заниматься балетом появилось у артиста в 14 лет, когда он познакомился с педагогом — он вдохновлял и мотивировал Никиту. 

Никита Еликаров в роли Дон Кихота 

Вспоминая годы в училище, Никита отмечает, что было сложно не только физически, но и морально

Нужно постоянно тренироваться, вокруг 一 «‎стая жестоких детей», конкурирующих за внимание педагогов, и нет родителей, чтобы поддержать. Первый сотовый появился у молодого человека в 14 лет, до тех пор единственной возможностью связаться с близкими был стационарный телефон

Артист признается, что справляться со стрессом ему помогали мечты о будущем, а также увлечения, не связанные с балетом, 一 мода и музыка. 

Никита также рассказал, что наличие фаворитов у педагогов училища 一 общеизвестный факт, как бы другие ни пытались это оспорить. Он сам то был в их числе, то нет. Главная причиной этого был, как считает Никита, его бунтарский характер. По мнению артиста, такой подход располагает к здоровой конкуренции и заставляет работать над собой. 

Анна Эсенова, бывшая студентка МГАХ, отмечает, что «нагрузки 一 самое терпимое, что есть в балете. К ним можно приспособиться, если к тебе человеческое отношение, но оно нечеловеческое. К нам относились как к расходному материалу, который можно ломать и трепать, как нравится». Строго в училище подходили и к травмам: будущие балерины занимались через боль, чтобы их не сочли симулянтками. 

Первые два года дались Анне без особых сложностей, но потом учебные дни становились все тяжелее. Занятия в академии начинались рано, и, чтобы приехать на них из Московской области, девушке приходилось до 12 лет каждый день вставать в 6 утра. Однако такой режим мешал восстанавливаться после репетиций, тогда педагоги предложили Анне место в общежитии. Жить там было сложнее, чем дома: по правилам балерины до 15 лет не могут выходить за пределы академии. Девушка виделась с семьей только по воскресеньям и тяжело переносила разлуку с близкими. Родители поддерживали юную балерину и даже предлагали уйти, но она твердо стояла на своем и хотела доучиться, чтобы не показаться слабой и бесхарактерной. 

Личная фотосессия Анны Эсеновой 

Чтобы перейти в следующий класс, учащиеся академии каждый год сдают экзамены. По словам Анны, «вылететь» довольно просто: многое зависит от личных отношений с педагогом, который входит в комиссию и может значительно повлиять на ее решение. Девушку отчислили из МГАХ в 15 лет после 4 лет обучения: плоскостопие 2-й степени мешало осваивать программу, которая усложнялась с каждым годом. Эту особенность заметили и на медосмотре при поступлении, но тогда комиссию впечатлили высокие оценки за другие этапы отбора. Несмотря на возможность пересдать экзамен или перепоступить в другую академию, девушка не стала этого делать: у нее пропало желание заниматься балетом после обучения в МГАХ. 

Антонина шутливо называет училище «тюрьмой»: 8 лет девушка находилась там практически круглосуточно 一 с 8:30 до 21:00. Поворотный момент случился в начале шестого года обучения: девушка сломала ногу и целый месяц провела в гипсе. После этого педагог по классическому танцу унижала балерину во время занятий: игнорировала необходимость реабилитации после травмы; говорила, что теперь Антонину «‎не возьмут работать даже кассиром в “Пятерочку”». У девушки накопился стресс за предыдущие годы учебы, и такое отношение в сложной ситуации стало для нее последней каплей. Балерина сделала выбор в пользу своего ментального здоровья 一 в середине года перевелась в другое училище, которое в итоге и закончила. На новом месте девушке помогла преподавательница, которая спокойно занималась с учащимися, уделяла время каждому, давала ценные советы. «Встретив “своего” педагога, я была на седьмом небе от счастья! Тогда я поняла, что именно он играет главную роль в обучении», 一 вспоминает Антонина. ‎

Антонина Разыграева (первая слева) исполняет «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро», 2017 год

Людмила Уланцева

 

Людмила родилась в Риддере (Лениногорске) в Казахстане, но потом переехала в Беларусь. В 10 лет она поступила в Белорусскую государственную хореографическую гимназию-колледж. Солистка Национального академического Большого театра оперы и балета.

— В детстве, конечно, я полностью не осознавала, куда нас с братом-близнецом привела мама. Она, инженер деревообрабатывающего производства, любила балет и старалась узнать, а потом передать нам все тонкости этого волшебного искусства. Мама всегда верила в наш талант и поддерживала все годы обучения. Мой брат тоже работает в «Большом».

— Учеба в колледже была непростой, но и сложной ее назвать не могу, потому что балет поглощал с каждым днем все больше, и трудностей я просто не замечала. Очень теплые воспоминания остались о моем педагоге классического танца Ольге Александровне Лаппо, которая дала такие основы и базу, которые помогли мне стать полноценной артисткой. Я никогда не забуду, как мы учили фуэте (группа па с характерным хлещущим движением ноги, помогающим вращению или перемене движения танцовщицы. — Прим. ред.) — первые уроки меня тянуло в сторону, и примерно после шести фуэте я оказалась возле входной двери. Ольга Александровна рассердилась и сказала: «Откройте ей дверь кто-нибудь». Сейчас мне это приятно вспоминать.

— Мужской и женский танец, конечно, отличаются, потому что в балете мужчина — это олицетворение силы и мужества, а женщина — нежности и легкости. Но общее в наших танцах — это передача образа и искренность, исходящая от души. Одна из моих любимых партий — это Одетта и Одиллия в балете «Лебединое озеро», который я начала танцевать в этом году. Этот балет вводит меня в сказочное состояние, начиная от образа таких разных героинь — нежная, хрупкая Одетта и хитрая, властная Одиллия — и заканчивая музыкой. В детстве, слушая «Лебединое озеро» Чайковского, я плакала. А сейчас во время танца чувствую, как при звуках музыки по телу бегут мурашки.

— Конечно, хорошая фигура и отличная физическая форма очень важны в нашей профессии: мы должны быть не то что стройными, а даже воздушными! Но это не значит, что я не ем ничего. Могу позволить себе сладкое для поднятия настроения. Очень люблю шоколад, морепродукты, овощи, фрукты. Форму поддерживать не очень тяжело — я не склонна к полноте, а с усталостью помогает справиться массаж, сауна, сон и правильное питание.

— Думаю, что образ балерины мог бы стать идеалом красоты не хуже, чем образы современных моделей, тем более что благодаря множеству разноплановых ролей, которые балерина пропускает через себя, она постоянно развивает свой внутренний, эмоциональный и духовный мир, а значит, ей есть что сказать и что донести до широкой аудитории.

— Мне трудно поверить, что в наши дни существуют люди, которые не были в Большом, но все-таки, если вы соберетесь, то знайте: мы всегда вас ждем.

О нагрузках в театре и за его пределами

Обычно работы в театре очень много. День начинается в 11.00: в это время я встаю к станку и начинаю делать балетный класс. Урок состоит из классических комбинаций, которые задаёт наш педагог-репетитор: сначала мы делаем упражнения у станка, затем на середине зала, а потом выполняем прыжковые комбинации. Занятие длится примерно час, а после него идут репетиции. Они проходят почти каждый день, одна или несколько — в зависимости от репертуара и твоей занятости в нём. Иногда репетиции могут продолжаться до 21.00-22.00.

Конечно, спектакль — это совсем особая история. Когда ты выходишь на сцену, вокруг тебя витает и обволакивает бешеная энергетика. Это и оркестр, и зрители, и партнер, и грим с костюмом, которые тебя преображают… И в каком-то смысле ты никогда не знаешь, что ждет тебя на спектакле, это магия чистой воды. Совершенно точно одно: чтобы получить отличный результат и добиться успеха на сцене, надо отдаваться репетициям целиком и полностью, выкладываться на все “сто” в зале. Мне очень нравится репетировать, это тоже очень интересный процесс: вместе с педагогом ты погружаешься в творчество, и творить можно бесконечно.

Если говорить про другую физическую активность, то ещё я люблю кататься по парку на велосипеде. Но это бывает крайне редко, так как обычно нет ни сил, ни времени.

«Артист балета должен танцевать головой»

Сравнивая театр и училище, Антонина отмечает, что в театре больше свободы, разнообразнее репертуар: в спектакль можно неожиданно «встать» за день, а в училище можно репетировать один номер годами. Уроки классического танца остаются, но они уже не такие напряженные и изнуряющие, как во время учебы. Взрослый артист может сам регулировать нагрузку и следить за собой.

В театре установлены негласные правила, которые сложно понять людям не из мира балета. Многие нюансы артисты не стали комментировать, однако Антонина рассказала, что часто балерины «в возрасте», ближе к 40 годам, танцуют сольные партии и продолжают их исполнять в силу опыта и авторитета, хотя видно, что технически они уже не справляются с программой. В это время молодые артисты стремятся развиваться и занимать лидирующие позиции, им тяжело мириться с такой иерархией. 

Никита 一 опытный артист, и хотя сейчас его репертуар состоит из сольных партий, раньше он танцевал в кордебалете 一 массовых танцевальных номерах. Говоря о стратегии успеха, Никита отмечает, что в балете ценят индивидуальность: «Если ты среднестатистический артист, то тебе сложно. Если у тебя есть выдающаяся черта, 一 рост, актерские данные или внешность 一 тебе легче. И, конечно, должно быть желание выучить роль и показать ее, чтобы тебя запомнили в руководстве».

Хотя на сцене молодой человек уже более 10 лет, он не выделяет ни одну роль как любимую и ценит каждый выход на сцену. По словам Никиты, в балете есть понятие «сценический интеллект»: исполнитель ищет в каждой роли что-то свое, придумывает свою историю, поэтому одна и та же партия получается у всех по-разному. «Артист балета должен танцевать головой», 一 заключает танцовщик.

Никита Еликаров в балете «Дон Кихот»

Один из самых известных мифов о балете 一 карьера артиста коротка. Никита согласен с этим. По его мнению, быстрое старение тела 一 главная трудность для взрослого артиста. «Можно проработать и 30 лет, но начнешь стареть ты, твое лицо. 25 лет стажа 一 край для артиста. После этого ты вряд ли выйдешь на сцену в трико». 

Юлия Грибоедова, 24 года

преподаватель классической хореографии, Body Ballet и Booty Barre в «Хореографической студии Ксении Белой»; экс-солистка труппы «Классический русский балет» под руководством Хасана Усманова

Партии (до завершения карьеры): русская невеста («Лебединое озеро»), сестра («Золушка»).

Вес: 50 кг.

Рост: 175 см.

Завтрак: чай, яичница, хлеб, листик салата, кусочек курицы.

Обед (16:00): суп, салат, иногда второе.

Ужин: опционально – зависит от степени усталости и чувства голода: макароны с тефтелями/ пельмени/ чай с тортом, либо же никакого ужина вообще – сразу спать.

Физическая нагрузка: Body Ballet, классическая хореография, Booty Barre 5 раз в неделю.

Витамины и БАДы: не принимает.

Если нужно похудеть: отдает предпочтение спортивному питанию, которое помогает строить мышцы и избавляться от лишнего, – строгий баланс белков, жиров и углеводов, акцент на молочные продукты и фрукты, мучное и сладости исключаются.

Запрещенные продукты: фастфуд.

Любимое блюдо/кухня: итальянская кухня (спагетти, лазанья).

Всегда в холодильнике: сыр, колбаса, мясо, овощи.

«Моя комплекция не позволяет мне сильно толстеть. Я такой родилась, фигурой пошла в маму, у которой, кстати, четверо детей, и она в хорошей форме. Ем очень мало. Но у меня все же были проблемы с лишним весом в училище. Нас взвешивали каждую неделю и заставляли сидеть буквально на воде и чае. Особенно строго к нам относились в период полового созревания, когда девушки естественным образом начинали набирать вес. Дело в том, что в дисциплине «дуэтный танец» мальчики нас поднимают, основная нагрузка приходится на их спину, а они тоже в это время растут, и лишний вес партнерши может привести к травме. В этом возрасте при росте 175 мне удалось похудеть до 49 кг 200 г. Я эту цифру помню до сих пор. Все мое питание ограничивалось сыром и зеленым чаем. У меня постоянно кружилась голова, а желудок отказывался принимать еду. Вместе с нами училась девочка, которая страдала анорексией.

После выпуска из училища меня взяли в труппу, которая гастролировала по всему миру. Два месяца репетиций, и я отправилась в первую поездку – в Германию, на три месяца. Там у меня существенно изменился рацион. Немцы едят в основном сосиски, жирные шницели, картошку, бутерброды. На таком питании я резко потолстела до 57 кг. У меня грудь выросла до 4-го размера! Художественный руководитель отнесся к этому с пониманием и не стал меня штрафовать, ведь мне было всего 17 лет – растущий организм. Девочкам 20-23 лет, которые танцевали со мной, за набор веса назначали штрафы. Гастроли – это постоянный стресс, нерегулярное питание. Стабилизировать вес крайне сложно. Только спустя 1,5 года мне удалось вернуть комфортные 50-52 кг.

С тех пор как я завершила карьеру балерины и стала преподавать, моя физическая нагрузка, как ни странно, только увеличилась. Я стала сжигать больше калорий. Работа с детьми требует большой отдачи, мы занимаемся по 10 часов в день – такой активный график не позволяет мне набрать лишнее».

Жизнь после выпуска и трудоустройство

После окончания училища выпускники самостоятельно ищут театр, в котором они начнут работу. Это тоже представляет сложности: везде свои требования к артистам; где-то нет свободных мест. Кому-то, как Никите, понадобилось время, чтобы найти «свой» театр. После окончания учебы артист работал в коммерческой балетной компании и гастролировал, затем разочаровался в профессии и уволился. Полгода он искал себя: был официантом, пробовался в моделинге. Этот опыт помог молодому человеку переоценить роль балета в его жизни, и Никита вернулся в театр. Сейчас он 一 артист труппы Большого театра. 

Никита Еликаров в роли Синьора Монтекки в балете «Ромео и Джульетта»

Поиск места работы у Антонины разделился на два этапа. Первый 一 до локдауна. Девушка за свой счет ездила в Испанию и в Петербург на мульти-просмотры, на которых представители нескольких театров отбирают артистов в труппу. По словам балерины, иногда эти просмотры оказывались «шоу» для представителей театров: уже по приезде она узнавала, что на 10 мест претендовало 300 человек. Такую ситуацию Антонина считает нечестной, ведь только участие в отборе в 2020 году стоило 20 000 рублей. В некоторые театры брали только «своих» 一 выпускников определенных училищ. Затем, во время локдауна, девушка рассылала резюме: для артиста балета оно обычно состоит из вариации 一 короткого сольного номера 一 и урока классического танца, записанных на видео, фотографий и репертуара 一 списка исполненных ролей. К концу мая 2020 года Антонина получила три приглашения. Сезон 2020一 2021 девушка работала в Ростовском музыкальном театре, а следующий 一 в Нижегородском театре оперы и балета им. А. С. Пушкина. 

Антонина Разыграева в четверке солисток в картине «Оживленный сад, балет «Корсар, 2021 год

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Калипсо
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: