В ролях
- Франка Потенте (Franka Potente) — Lola
- Мориц Бляйбтрой (Moritz Bleibtreu) — Manni
- Херберт Науп (Herbert Knaup) — Vater
- Нина Петри (Nina Petri) — Jutta Hansen
- Армин Рохд (Armin Rohde) — Herr Schuster
- Хоаким Крол (Joachim Król) — Norbert von Au
- Людгер Пистор (Ludger Pistor) — Herr Meier
- Сюзанн Фон Борсоди (Suzanne von Borsody) — Frau Jäger
- Себастьян Шиппер (Sebastian Schipper) — Mike
- Julia Lindig — Doris
- Ларс Рудольф (Lars Rudolph) — Herr Kruse
- Андреас Петри (Andreas Petri) — Sanitäter
- Клаус Мюллер (Klaus Müller) — Croupier
- Уц Краузе (Utz Krause) — Casino-Manager
- Беате Финх (Beate Finckh) — Casino-Kassiererin
- Volkhard Buff — Krankenwagenfahrer
- Хайно Ферч (Heino Ferch) — Ronnie
- Ute Lubosch — Mutter
- Дора Рэдди (Dora Raddy) — Die Alte
- Моника Бляйбтрой (Monica Bleibtreu) — Die Blinde
- Питер Паули (Peter Pauli) — Wachmann Supermarkt
Фильмография
Фильм
Год | Название | Роль | Примечания |
---|---|---|---|
1995 | After Five in the Forest Primeval | Анна | Немецкий: Nach Fünf im Urwald |
1998 | Run, Lola Run | Lola | German : Lola rennt |
1998 | Am I Beautiful? | Линда | Немецкий: Bin ich schön? |
1999 | Мона Вендт | Немецкий: Schlaraffenland | |
1999 | Пегги | ||
2000 | Анатомия | Паула Хеннинг | Немецкий: Анатомия |
2000 | Принцесса и воин | Симона «Сисси» Шмидт | Немецкий язык: Der Krieger und die Kaiserin |
2001 | Удар | Барбара Бакли | |
2001 | Повествование | Редактор Тоби | Сегмент: «Нехудожественная литература» |
2002 | Идентификация Борна | Мари Кройц | |
2002 | Все, что я хочу | Джейн | |
2003 | Я люблю вашу работу | Миа Лэнг | |
2003 | План | Ирис Селлин / Сири Селлин | |
2003 | Анатомия 2 | Паула Хеннинг | Немецкий: Anatomie 2 |
2004 | Превосходство Борна | Мари Кройц | |
2004 | Creep | Кейт | |
2005 | Жизнь в чемоданах | Трикси Буден | |
2006 | Распыленный | Аннабель | Немецкий: Elementarteilchen |
2007 | Ромул, мой отец | Кристин Гайта | |
2007 | Эйхман | Вера Лесс | |
2008 | Че | Тамара «Таня» Бунке | |
2 010 | Шанхай | Лени Мюллер | |
2010 | Маленькие огни | Валери | |
2016 | Заклятие 2 | Анита Грегори | |
2017 | Муза | Сьюзен | |
2018 | Между мирами | Джули | |
2018 | 25 км / ч | Юте | |
2019 | Принцесса Эмми | Королева Карла | Голос |
Телевидение
Год | Должность | Роль | Примечания |
---|---|---|---|
1997 | Coming In | Нина | Телевизионный фильм |
1998 | Опернбол | Габриэль Беккер | Телевизионный фильм |
2006 | Щит | Диро Кесахян | 3 серии |
2008 | Manhunt | Беате Кларсфельд | Телевизионный фильм |
2008 | Мост | Элфи Бауэр | Телевизионный фильм |
2009 | Дом | Лидия Бом | Эпизод: «Broken « |
2010 | Psych | Надя | Эпизод: «Один, может быть, два выхода « |
2011 | Гибель Лаконии | Хильда Смит | 2 серии |
2011 | Беате Усе: Das Recht auf Lie быть | Беате Усе | Телевизионный фильм |
2012–2013 | Медь | Ева Хейсен | 20 серий |
2012 | Американская история ужасов : Убежище | Анна Франк / Шарлотта Браун | 2 эпизода |
2014 | Мост | Элеонора Нахт | 12 эпизодов |
2016 | Темная Материя | Главный инспектор Шаддик | 2 эпизода |
2016 | Дер Айленд-Крими | Сольвейг Карлсдоттир | 2 эпизода |
2017 | Табу | Хельга фон Хинтен | 7 серий |
2018 | Когти | Злата Островски | 2 сезон |
Саундтрек
- Believe — Franka Potente (4:54)
- Introduction — Tykwer|Klimek|Heil (5:44)
- Running One — Tykwer|Klimek|Heil (5:32)
- Supermarket — Tykwer|Klimek|Heil (4:40)
- Running Two — Tykwer|Klimek|Heil (4:13)
- Running Three — Tykwer|Klimek|Heil (4:56)
- Casino — Tykwer|Klimek|Heil (7:12)
- Somebody Has To Pay — Susie van der Meer (3:25)
- Wish (Komm zu mir) — Franka Potente & Thomas D (4:09)
- Introduction (Remix) — Sun Electric (4:58)
- Supermarket (Super Clemek Remix) — Clemek featuring Cle (5:28)
- Running One (Large Mix) — Lee Spencer & Johnny Klimek (4:42)
- Running Two (Remix) — Operation Phoenix (4:09)
- Casino (Solid State Remix) — Tommi Eckart (5:44)
- (Big) Wish — Franka Potente & Thomas D (3:54)
- Rock Me — Pills (3:35) — Franka Potente (4:54) — Johnny Klimek/Reinhold Heil/Tom Tykwer (5:44) — Franka Potente/Johnny Klimek/Reinhold Heil/Tom Tykwer (5:32) — Johnny Klimek/Reinhold Heil/Tom Tykwer (4:40) — Franka Potente/Johnny Klimek/Reinhold Heil/Tom Tykwer (4:13) — Franka Potente/Johnny Klimek/Reinhold Heil/Susie Van Der Meer/Tom Tykwer (4:55) — Johnny Klimek/Reinhold Heil/Tom Tykwer (7:12) — Susie Van Der Meer (3:25) — Franka Potente/Thomas D (4:09) — Sun Electric (4:57) — Clemek (5:27) — Johnny Klimek/Lee Spencer (4:42) — Operation Phoenix (4:09) — Tommi Eckhardt (5:44) — Franka Potente/Thomas D (3:53) — Pills (3:35)
Фильмография
Есть и другие интересные кино- и телепроекты с участием звезды. Фильмография Франки Потенте:
- «Бал в опере».
- «Красива ли я?».
- «Город в долине».
- «Южные моря, собственный остров».
- «Ночное вторжение».
- «Анатомия».
- «Принцесса и воин».
- «Сказочник».
- «Две жизни Грея Эванса».
- «Жизнь в чемоданах».
- «Элементарные частицы».
- «Ясновидец».
- «Забытые желания».
- «Облава на палача».
- «Че: Часть вторая».
- «Шанхай».
- «Валери».
- «Крушение Лаконии».
- «Американская история ужасов».
- «Легавый».
- «Мост».
- «Черная материя».
- «Заклятие-2».
- «Когти».
- «Муза смерти».
- «Табу».
- «Между мирами».
Франка вот уже много лет остается востребованной актрисой. Доказательством служит тот факт, что вскоре выйдет еще несколько новых картин с ней, среди которых «Принцесса Эмми» и «Бланко».
Личная жизнь
Первым бойфрендом Франка обзавелась в 17 лет, во время учебы в Техасе. Когда Потенте привезла приятеля в Германию, родители были в ужасе. В молодости актриса имела продолжительный роман с режиссером Томом Тыквером и мимолетные отношения с американским панк-рок-музыкантом Эриком Мелвином еврейско-украинского происхождения, а также с постановщиком фильма «После пяти лет в джунглях» — немцем Ханс-Кристианом Шмидом.
Счастье в личной жизни Франка обрела с актером Дереком Ричардсоном, с которым познакомилась на съемках сериала «Доктор Хаус». Мужем артистки коллега стал в 2012 году, уже после рождения старшей дочери Полли. Через год после бракосочетания у супругов появилась вторая дочка Джорджи.
Актриса, при росте 174 см весящая 59 кг, предпочитает демонстрировать не кадры в купальнике, а фото своих стройных ног.
Франка является вегетарианкой, но иногда позволяет себе выкурить сигарету.
Франка Потенте: семья, детство
Немецкая актриса родилась в Дюльмене 22 июля 1974 года. Франка Потенте – старшая из двоих детей врача и преподавателя. У актрисы есть младший брат. Итальянская фамилия досталась Франке от прадеда. Кровельщик из Сицилии в 19 веке перебрался в Германию в поисках лучшей жизни, сумел не пропасть в чужой стране.
К мыслям об актерской профессии Франка пришла весьма необычным образом. Ее младший брат рос болезненным ребенком. Девочка страдала из-за того, что мама и папа уделяют ему больше внимания. Ей хотелось, чтобы они гордились ее успехами, восхищались ею. Именно в детстве Франка решила, что должна прославиться. Свои первые роли она сыграла в спектаклях, которые сама же и устраивала для семьи и друзей.
Шаблон, драматургия
- В трех вариациях одной и той же истории фильм изменяет основную идею фильма «Шанс возможен» (« Слепой шанс» , польский Пшипадек ), снятого в 1981 году Кшиштофом Кесьлевским и показанного только в 1987 году из-за польской цензуры. Версия Кесьлевского продолжительностью 120 минут предлагает зрителю гораздо более философское рассмотрение предмета случайности и судьбы . Как известный поклонник Кесьлевского, Том Тыквер использовал в качестве шаблона основную повествовательную структуру фильма, которая была запрещена в течение многих лет в реальной социалистической Польше . Уже в 1950 году Акира Куросава был в рассказ с четырех точек зрения в его фильме Расемон — Das Lustwäldchen в порядке поставить вопрос истины и реальности.
- Драматургия сценария построена по спирали. Подобно спиральному ходу, темп действия начинается в крайнем повороте спирали в среднем темпе. Он непрерывно увеличивается до тех пор, пока не будет достигнута центральная конечная точка, цель в центре спирали. Метафора спирали визуализирует «поворот вокруг себя» беспомощной и беспокойной главной героини Лолы, а также постоянно сокращающееся доступное время в каждом «бегающем» раунде поиска решения. Спираль также появляется несколько раз в фильме как метафора изображения, например в подъезде. На фоне телефонной будки виден молодежный центр Die Spirale. В казино на стене висит портрет женщины со спиральной прической, что можно интерпретировать как дань уважения сцене из фильма Хичкока « Головокружение — Из царства мертвых» .
Драматургия: динамичный образ, вариативная структура и параллельное действие
Кадр из фильма «Беги, Лола, беги» (1998) / Фото: X-Filme Creative Pool
По словам режиссера Тома Тыквера, фильм для него всегда начинается с изображения, визуального образа. В случае «Беги, Лола, беги» это была бегущая женщина на среднем боковом плане. Режиссер рассказывает, что в таком образе он увидел особую кинематографичность, которую хотел бы растянуть на целую полнометражную картину: «Бегущий человек концентрирует в себе несколько вещей: взрывную динамику и эмоции, повышенную экспрессию, выражение отчаяния, радости или любых других чувств».
Кадр из фильма «Беги, Лола, беги» (1998) / Фото: X-Filme Creative Pool
За визуальным образом последовала история. Тыквер придумал беспроигрышную мотивацию для бегущей девушки — любовь (для творчества режиссера это вообще один из ключевых мотивов — на что способен человек ради любви).
Главная героиня, Лола, должна всего за двадцать минут найти для своего нерасторопного парня Манни сто тысяч марок, иначе того убьет мафиозный босс. Срок в двадцать минут Тыквер выбрал не случайно. Во-первых — это крайне ограниченное время, чтобы раздобыть столь внушительную сумму, а значит героине приходится действовать стремительно, а зрителю — не на шутку волноваться.
Во-вторых, Тыквер, конечно же, не строго соблюдает эти двадцать минут, а играет внутри них: «Растягивая время, обнаруживая эти маленькие миры внутри, можно рассмотреть маленькие каналы в этом растянутом временном отрезке. Это позволяет мне следовать разным линиям повествования». И действительно, помимо основной сюжетной линии режиссер успевает фокусироваться на ряде побочных историй.
В-третьих, временной лимит необходим Тыкверу, чтобы в рамках полного метра повторить свою историю трижды, но с разными вариациями (такое решение еще называют вариативной структурой или версификацией). И в этом главная драматургическая «фишка» картины.
Кадр из фильма «Беги, Лола, беги» (1998) / Фото: X-Filme Creative Pool
Кадр из фильма «Беги, Лола, беги» (1998) / Фото: X-Filme Creative Pool
Конечно, прием повтора действия использовался в истории кино и прежде. Вспомним культового «Расемона» Акиры Куросавы. Однако Тыквер вдохнул в концепцию новую жизнь, усложнил ее, да и применил ее в исключительно удачное время. «Беги, Лола, беги» отразил тенденцию постмодернистского кинематографа к отказу от линейности повествования и игре экранным временем (то же, например, делал Квентин Тарантино). Время в кино становится многомерным, события в фильме могут меняться хронологическим порядком или неоднократно повторяться.
У Тыквера одна и та же история повторяется трижды — до тех пор, пока события наконец-то не складываются благополучным для героев образом. При этом внутри повествования мы то и дело сталкиваемся с флэшбеками и флэшфорвардами. Например, телефонное общение Лолы и Манни сопровождается показом предшествующих их разговору событий: у Лолы крадут мопед и а Манни теряет деньги в метро.
Заметим, что вариативная структура дала повод кинокритикам сравнивать картину с компьютерными играми, где есть общая сюжетная канва, но результат зависит от выбора игрока в определенные узловые моменты, причем сам игрок имеет несколько «жизней». Только в фильме в роли такого игрока выступает главная героиня.
Кадр из фильма «Беги, Лола, беги» (1998) / Фото: X-Filme Creative Pool
Также примечателен совмещенный показ нескольких действий. Повествование как бы разворачивается в объеме. Например, мы видим мать героини, разговаривающую по телефону, и одновременно в телевизоре в комнате саму Лолу, бегущую по лестнице. В другой сцене на экране совмещается несколько изображений: Манни собирается ограбить магазин, Лола бежит, чтобы его остановить, а в центре экрана мы видим циферблат, стрелка которого неумолимо приближается к роковой отметке двенадцати часов.
Прием позволяет авторам максимально спрессовать и ускорить действие, а заодно усилить напряжение. Не зря Тыквер замечает, что одной из своих задач он ставил создание динамичного экшна, в котором бы не было моментов провисания: «Я хотел, чтобы фильм схватил зрителя за шиворот и поволок за собой с головокружительной скоростью „американских горок“. Я хотел добиться истинного, неприукрашенного ощущения скорости, ощущения погони с необратимыми последствиями». С этим связана и относительно небольшая продолжительность картины — всего восемьдесят одна минута. Тыквер говорит, что хотел сделать кино максимально коротким, чтобы зритель не успел устать, но при этом получил бы сильнейший «разряд» напряжения.
Сюжет 2
Осторожно! Возможны спойлеры.
Парень Лолы (Франка Потенте), Манни (Мориц Блайбтрой), только что провернул контрабандную сделку, и ему осталось всего лишь доставить 100 тысяч марок своему боссу, Ронни. Лола обещала подвезти его до условленного места на своём мотороллере. Но его угнали, и Манни пришлось воспользоваться подземкой. И он совершает роковую ошибку — забывает пакет с деньгами в вагоне метро. Он заходит в таксофон и объясняет свою ситуацию Лоле: если он не раздобудет деньги и не отдаст их Ронни, то его убьют. Лола решает найти деньги, но до срока осталось двадцать минут. Всё что ей остаётся — бежать и импровизировать на ходу…
Фильм разделён на три истории. В первых двух всё кончается плачевно — сначала убивают Лолу, а затем Манни.
- В первой части Лола бегом добирается до отца, являющегося президентом банка. Отец отказывает ей, и она, добежав до Манни, грабит вместе с ним супермаркет. Однако после её случайно застреливает полицейский из прибывшего отряда захвата.
- Умирая, Лола понимает, что произошедшее — неправильно, и возвращается к телефонному звонку Манни. Начинается вторая часть. Лола снова пытается обратиться за помощью к отцу, но незначительная деталь меняет весь исход. Получив отказ, Лола выхватывает пистолет у охранника и силой заставляет отдать ей деньги. Но когда она почти добралась до Манни, того сбивает машина скорой помощи.
- Начало третьей истории снова возвращает нас к телефонному звонку. Лола снова пытается добежать до отца, но не успевает, и тот вместе с компаньоном уезжает на машине. В отчаянии она бежит в казино, и, едва набрав денег на единственную фишку номиналом в 100 марок, подходит к рулетке. Она ставит на число 20 и выигрывает. Получив выигрыш она снова ставит все деньги на 20… и снова выигрывает. Но ей ещё нужно добраться до Манни. Она садится в машину скорой помощи (ту самую, сбившую Манни в прошлой части), которая везёт охранника из отцовского банка с сердечным приступом. Лола ещё не знает, что Манни удалось вернуть сумку с деньгами, которую нашёл бездомный человек в метро. Она видит, что Манни, дружественно распрощавшись с Ронни, идёт ей навстречу. История и фильм заканчиваются на том, что он спрашивает у Лолы, что же у неё в мешке.
Интересные факты
- Слоган фильма: «(English translation: The difference between life or death can be decided in a split second.)»
- Тома Тыквера раздражала пустая стена, и он попросил художника-постановщика Александра Мэннеса нарисовать портрет актрисы Ким Новак, какой она была в хичкоковском «Головокружении». Но, увы, Александр не помнил, как выглядит Ким, тогда Тыквер предложил изобразить её со спины. Картина была готова через 15 минут.
- Франке Потенте пришлось не мыть голову семь недель. Все дело в том, что красная краска на её волосах была слишком чувствительна к воде.
- Две фразы в самом начале фильма («Мяч круглый» и «Игра длится 90 минут») на самом деле принадлежат легендарному немецкому футбольному тренеру Шеппу Хербергеру.
- Та женщина, у которой Манни заимствует телефонную карточку, на самом деле является матерью Морица Бляйбтроя Моникой Бляйбтрой.
- Когда Лола играет в рулетку, у неё выпадает число 20. На самом деле, съемочная группа не собиралась подстраивать такой расклад, но 20 выпало во время одной из первых попыток.
- Открывает фильм голос рассказчика Ганса Петща. Это самый популярный рассказчик сказок в Германии. Его уникальный голос узнает каждый немец, слушавший в детстве пластинки со сказками.
- Стеклянные часы в банке были разбиты маленьким камешком, выпущенным из воздушной винтовки.
- Целых пять недель пришлось убеждать руководство берлинского супермаркета для того, чтобы снять в нем сцену ограбления.
- В сумке находились настоящие 100.000 немецких марок — гонорар Франки и Морица за фильм. По мнению режиссера это должно было добавить неподдельной тревоги артистам во время съемок.
- Женский вокал в саундтреке (в бегах) — это голос самой Франки, во втором забеге мужской вокал — Том Тыквер. Он же сам и участвовал в написании музыки к фильму, так как, по его мнению, неподходящая музыка может испортить весь фильм.
- Небольшие несостыковки: все действо выверено по секундомеру, идентичность сцен многократно проверена, вплоть до погодных условий, людей, машин и т.д. Неувязка вышла с одним — слишком быстро меняют свое положение лямки бюстгалтера Лолы ) Это можно отчетливо видеть в нескольких сценах.
- Татуировки у Франки настоящие.
Локации
Это бывшее отделение Болле в Берлине-Шарлоттенбурге использовалось как место съемок нападения Манни и Лолы.
- Районы, по которым проходит Лола во время фильма, не связаны одним маршрутом, а скорее разбросаны по всему Берлину; поэтому их невозможно просмотреть в таком порядке.
- Один из главных мотивов бегущей Лолы был снят на мосту Обербаум , который соединяет районы Кройцберг и Фридрихсхайн в Берлине .
- Чтобы снять сцену ограбления, понадобилось пять недель, чтобы найти супермаркет.
- Банковские сцены в вымышленном Deutsche Transfer Bank , где работает отец Лолы, были сняты в тогда еще пустой бывшей штаб-квартире Dresdner Bank на Бебельплац . В здании теперь, помимо прочего, находятся дома. .
- Сцена в казино снималась в фойе ратуши Шёнеберга . Глава зала, который фактически позволяет использовать неправильно одетую Лолу за столом для игры в рулетку, что на самом деле превышает максимум, теперь является техническим директором Spielbank Berlin .
- Kronprinzenpalais можно рассматривать как внешний вид казино .
- Сцены, в которых скорая помощь должна была сильно затормозить из-за стекла, были сняты на южной стороне перекрестка Грайфенхагенер-штрассе и Буххольцер-штрассе в Пренцлауэр-Берг .
Первые успехи
К моменту окончания школы Франка Потенте уже справилась с обидой на родителей и брата. Но желание стать актрисой у девушки только укрепилось. Она отправилась в Мюнхен для того, чтобы получить соответствующее образование. Тайны профессии Франка постигала в драматической школе Отто Фалкенберга.
Первую роль Потенте получила раньше, чем окончила студию. В одном из мюнхенских баров начинающая актриса познакомилась со странной женщиной. Неизвестная дама попросила ее описать себя в одном предложении. Оказалось, что женщина – менеджер по кастингу. Она искала исполнительницу главной роли для комедии «После пяти в джунглях» Ханса-Кристиана Шмида. Франка сумела заинтересовать ее, благодаря чему и получила приглашение на кастинг. Она сыграла 17-летнюю девушку Анну, сбежавшую из дома и с головой окунувшуюся в ночную жизнь Мюнхена.