Биография
Биография великой советской актрисы Зои Федоровой похожа на кинодраму. В ней было все: успех и слава, большая любовь и романтические отношения с иностранцем, счастье материнства, арест, пытки в тюрьме и смерть от руки хладнокровного убийцы.
Зоя Федорова родилась в дореволюционной России, в Санкт-Петербурге, в 1909 году, 21 декабря. Ее отец Алексей Федоров был рабочим на заводе. Мать Екатерина Федорова занималась воспитанием трех дочерей и сына. Семья проживала в большой квартире и не знала нужды.
Зоя Федорова в молодости
После событий 1917 года в жизни Федоровых происходят большие изменения. Отец Зои всей душой принимает революцию и активно в ней участвует, делает стремительную карьеру в партии большевиков. В 1918-м семья оказалась в Москве. В столице отца назначают начальником паспортной службы в Кремле.
С раннего детства Зоя посещала драмкружок и мечтала стать актрисой. Отцу увлечение дочери не нравилось. После школы в возрасте 17 лет Зоя пошла работать в Госстрах. Служба не приносила ни малейшего удовлетворения, артистическая натура девушки бунтовала и находила отраду в танцах, которые она посещала после работы.
Юность: первые творческие успехи
В 1962 году Виктория оканчивает школу и поступает в студию драматического искусства. 1964 год в творческой биографии актрисы Виктории Федоровой становится знаменательным — она дебютирует в фильме Виталия Аксенова «Возвращенная музыка», сыграв роль Татьяны (племянницы профессора Корнилова).
В 1969 году Виктория оканчивает ВГИК. Участвует в таких проектах, как «До свидания, мальчики» Михаила Калика, «Урок литературы» Алексея Коренева, «Преступление и наказание» Льва Кулиджанова, «О любви» и «Двое» Михаила Богина, «Расплата» Федора Филиппова и в другом советском кино 1960-1970-х годов.
С первых же картин молодую актрису Викторию Федорову критики оценивают очень высоко. Так, знаменитый киновед Виктор Демин и Эльга Лындина отмечают ее мастерство в работе «Двое».
Федорова великолепно справилась с ролью глухонемой девушки Наташи, очень выразительно передав всю ту боль через глаза и особую, довольно резкую пластику. Во время просмотра зрители совершенно забывают о том, что актрисе не дано в фильме произнести ни одного слова.
Карьера в советском кино, длившаяся ровно десять лет (1964-1974 гг.), шла вполне успешно, однако Виктория считает в своем репертуаре поистине значимыми только две роли: Наташа («Двое») и Галина («О любви»). Об этом она рассказала в интервью русско-американскому писателю и драматургу Александру Минчину.
https://youtube.com/watch?v=9NuARIxVpwU
https://youtube.com/watch?v=HMjKgBHbZFQ
Лучшие роли в кино до войны
Дебютом Зои Фёдоровой стал фильм «Гармонь», снятый в 1934 г., где она сыграла Марусеньку.
фильм «Гармонь»
Одной из лучших работ актрисы, которая принесла ей широкую известность, стала драма «Подруги» режиссёра Льва Арнштама, оператора Владимира Раппопорта. В картине Зоя Фёдорова играет одну из трёх подруг с рабочей окраины Петрограда, которые защищают город от интервентов. В 1936 г. демонстрацией фильма «Подруги» открылся «Первый кинотеатр» в Москве.
фильм «Подруги»
Следующая известная картина — «Музыкальная история» принесла в 1941 г. Зое Фёдоровой сталинскую премию II степени.
фильм «Музыкальная история»
В 1944 г. советская кинозвезда сыграла роль невесты в комедии «Свадьба» режиссёра Исидора Анненского, снятая по произведению Антона Чехова. Фильм собрал созвездие любимых артистов — Фаина Раневская, Михаил Пуговкин, Алексей Грибов, Эраст Гарин, Михаил Яншин и другие.
фильм «Свадьба»
Путь к славе
Вопреки воле отца, Зоя в 1930 году становится студенткой театрального училища, которое закрыли спустя два года. Девушка не сдается и продолжает занятия в училище при Театре революции. Уже во время приобретения профессии актрисы Зоя снимается в кино – это небольшая роль в фильме «Встречный».
Первый блин в карьере получился комом – ее участия в картине не смогли оценить зрители, поскольку сцена была вырезана в последний момент перед прокатом.
Вторая роль в фильме «Гармонь» в 1933 – официальный дебют актрисы Зои Федоровой. Именно тогда ее заметили, посыпались предложения от кинематографистов. Главная роль в «Подругах» в 1936 сделала актрису востребованной, жизнь заиграла новыми красками.
Зоя Федорова в юности
Все было бы прекрасно, если бы не арест отца. Алексея Федорова арестовали и приговорили к 10 годам лишения свободы. По одной версии, поводом стали его нелицеприятные высказывания в адрес руководителей страны. По другой, он обращался за помощью к немецким докторам, чтобы те помогли вылечить жену Екатерину, заболевшую раком. Во времена партийных чисток – веская причина для обвинения.
Любящая дочь Зоя сделала все от нее зависящее для освобождения: она дошла до самого Берии. Усилия не были напрасными, Алексея освободили досрочно перед самой войной. За последующие 10 лет актриса снялась в 22 фильмах, в основном играя главные роли. В этот период получила две главные государственные награды – Сталинские премии II степени.
Знакомство с Лаврентием Берией стало причиной рокового падения Зои Федоровой. В 1943 году она приехала к нему домой, якобы по просьбе жены на празднование дня рождения. Но Лаврентий Павлович встретил Зою один в халате. Быстро сообразив, в чем дело, актриса в сердцах оскорбила высокопоставленного ухажера и выбежала на улицу.
Там ее догнал автомобиль с букетом роз и злобное напутствие: «Это на Вашу могилу». Месть настигла Зою Алексеевну спустя 3 года, когда она почти забыла о происшествии. В декабре 1946 она вернулась на работу в театр и поняла, что тучи над головой сгущаются по нескольким деталям: в фойе был снят ее портрет, а главные роли распределены другим актрисам.
Вскоре Зою Федорову арестовали – были предъявлены тяжелейшие обвинения в действиях против власти. Приговором суда ей дали 25 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Родные были высланы в Казахстан. Девятимесячная дочь Вика оказалась на воспитании тети Александры.
Кадр из фильма «Свадьба в Малиновке»
Женщина воспитывала малышку, как родную – приемный ребенок называл тетку мамой 9 лет – до самого освобождения из-под стражи Зои Алексеевной. На зоне женщине приходилось туго. Несмотря на всенародную любовь, стражи с ней и не думали церемониться. Она испытала и душ из кипятка и переломанные пальцы рук.
Доведенная до отчаяния актриса писала Берии письма, полные мольбы о спасении, но ничто не помогало. В 1955 Зоя Алексеевна была оправдана и смогла вернуться в Москву. Без средств к существованию, не имея угла, она получила помощь от Лидии Руслановой, другой звезды советской сцены.
Судьба свела женщин во «Владимирке», где обе отбывали наказание, попав в мясорубку советской системы. Первое время с привезенной из Казахстана Викой актриса жила у певицы. Затем ей дали квартиру, более того, Зое Алексеевной предоставили возможность вернуться в кинематограф.
На сей раз роли были второстепенными, но настолько яркими и запоминающимися благодаря ее таланту, что слова персонажей мгновенно разлетались на цитаты.
В 1965 ей присвоили звание Заслуженной артистки. Эпизодическая роль в «Свадьбе в Малиновке» принесла советской звезде не меньшую славу, чем ее главные роли. Фильм занял второе место в прокате, собрав 75 млн зрителей, и получил «Оскар».
Последняя работа актрисы в кино – «Москва слезам не верит». Это была роль тети Паши – строгой вахтерши женского общежития. Она завершила кинематографическую карьеру звезды. Артистическую деятельность Зоя Федорова продолжила в качестве организатора гастрольных туров популярных актеров.
На Ростовской кинохронике
Галя Миловская
«Русская Твигги».
Галина Миловская была главной соперницей Регины Збарской: почти кинематографическое противостояние блондинки и брюнетки, конфликт между светлым, южным типом и нежной славянской красотой. Галя Миловская, однако, явно отличалась от своих коллег по подиуму: ее рост составлял 170 см, вес — 42 кг, и она была, конечно, слишком худой для советской модели. Однако для фотосессии для Vogue Галя подошла идеально. В 1968 году в Москву приехал французский фотограф Арно де Ронэ. Правительство дало разрешение, и съемки должны были проходить на Красной площади и в Оружейной палате Кремля. Съемки состоялись, но это стоило Галине карьеры.
На одной из фотографий Галина сидит в расслабленной позе. В то время, однако, считалось кощунством сидеть на Красной площади с открытыми ногами, спиной к портретам государственных лидеров. Первый грех был прощен, но вскоре модель приняла участие в еще более рискованном проекте: Галина стала первой советской моделью боди-арта. Ее фотографии в обнаженном виде (хотя и раскрашенные) появились в итальянском журнале. Это был конец карьеры Миловской: манекенщица с «антисоветскими» настроениями не могла появляться в советских журналах.
В 1974 году Миловская покинула СССР, встретила банкира во Франции, вышла замуж, распрощалась с модельным бизнесом и стала кинорежиссером. Один из ее фильмов получил несколько наград на международных фестивалях. Он назывался «Безумные русские».
Классическая, холодная красота Валентины Ясиной, возможно, досталась ей от отца, но единственное, что она знала о нем, это то, что он швед. Мать Валентины вскоре вышла замуж за мужчину, который удочерил девочку и дал ей свою фамилию.
Профессия модели, столь популярная в современном мире, не была престижной. Модели назывались «шоугерлз», а их зарплата составляла не более 76 рублей.
И все же были красавицы, которые сумели сделать карьеру — одни на родине, другие за рубежом. Factrum публикует подборку лучших советских моделей.
Мать и дочь
По прошествии нескольких лет с момента заключения, дело Зои Федоровой было пересмотрено. Актрису полностью реабилитировали и освободили из-под стражи в 1955 году. Она была восстановлена в гражданских правах. Впрочем, это слабая компенсация за долгие годы, проведенные в тюрьме и разлуку со своей дочерью. Как бы там ни было, но Зоя Федорова смогла, наконец, обнять свою Викусю, которая и не предполагала, что ее настоящая мама все эти годы провела за решеткой.
Зоя Федорова оказалась сильной женщиной, тюрьма не сломила ее. Она стала хорошей матерью для Вики, и, даже, продолжила сниматься в кино.
О настоящем отце мать рассказала дочери позднее, когда той исполнилось13 лет. По мнению знакомых, эта новость сильно поразила девушку. С тех пор она мечтала увидеть своего отца. В то время был самый разгар холодной войны, и возможность встречи Джейсона Тейта и Виктории была ничтожной.
Но девочка с детства училась преодолевать преграды и добиваться невозможного. От знаменитой матери дочь переняла не только талант и харизму, но и напористость и твердый характер. После получения аттестата о среднем образовании юная Виктория легко сдала вступительные экзамены во ВГИК. Несмотря на слухи недоброжелателей, девушка сумела обойтись без помощи знаменитой матери и стала актрисой сама.
Талант Виктории вкупе с привлекательной внешностью обеспечили ей успех в кинематографе. Уже в 1965 году состоялся дебют начинающей актрисы. Ей досталась роль глухонемой девушки в фильме Михаила Богина «Двое«.
Небольшая работа в небольшом проекте принесла известность молодой актрисе.
Карьера в кино
В его первом значительном произведении «До свидания, мальчики!» Виктория сыграла эпизодическую роль в коллективе, где снимались юные Евгений Стеблов, Михаил Кононов, Николай Досталь. Но уже тогда режиссеры заметили его особый стиль и выразительность игры.
Через год режиссер Михаил Богин пригласил Викторию Федорову в фильм «Двое», где начинающая актриса сыграла главную героиню, глухонемую танцовщицу, влюбившуюся в музыканта. Ее партнером по съемочной площадке стал молодой Валентин Смирницкий. Фильм получил премию Московского кинофестиваля в 1965 году как лучший короткометражный фильм.
За свою недолгую жизнь актрисы советского кино (с 1964 по 1974 год) Виктория Федорова снялась в 17 фильмах, в шести из которых сыграла главные роли. Самыми запоминающимися фильмами с участием актрисы являются трагикомедия «Урок литературы», классическая экранизация романа Федора Достоевского «Преступление и наказание», мелодрама «О любви», психологическая драма «Расплата».
Особенно запомнилась роль актрисы во втором известном фильме Михаила Богина «О любви», в котором Виктория сыграла одинокую девушку Галину, влюбившуюся в героя Олега Янковского. В фильме также приняли участие Валентин Гафт, Сергей Дрейден, Элеонора Шашкова. Знаменита финальная сцена на музыку композитора Евгения Крылатова, в которой потрясающе сыграла Виктория Федорова.
Предыстория: знакомство родителей и последствия их встречи
23 февраля 1945 года актриса Зоя, которая является лауреатом двух Сталинских премий, на официальном приеме у Вячеслава Молотова (наркома иностранных дел СССР), организованном в честь дня рождения Красной Армии, знакомится с капитаном Джексоном Тейтом, прибывшим в Москву.
Случайная встреча быстро и бурно перерастает в любовь. Однако счастье длилось недолго: 23 мая 1945 года актрису неожиданно отправляют на гастроли в Крым, а Тейту дают предписание покинуть страну в течение 48 часов, объявив его персоной, которой отказано властями находиться в СССР. Существует предположение, что о романе между Зоей и Тейтом Комитет государственной безопасности был осведомлен с самого начала. Лаврентий Берия, который ранее сам симпатизировал актрисе и безуспешно пытался завоевать ее сердце, вместе с МГБ дал распоряжение по их делу. Вследствие приказа Джексон Тейт не слышал о Зое Федоровой и дочери Виктории, биография которой представлена в статье, целых восемнадцать лет. Он даже не знал о факте появления у него ребенка.
Кино
Успешно окончив ВГИК (курс Б. Бибикова и О. Пыжовой), Виктория почти сразу получила эпизодическую роль в фильме «До свиданья, мальчики».
А спустя совсем немного времени ей предложили главную роль в картине «Двое», где Виктория Фёдорова снялась в дуэте с Валентином Смирнитским. Фильм, как лучшую короткометражную ленту, отметили призом Московского кинофестиваля.
Творческий срок работы в кино Фёдоровой-младшей не так уж и велик – всего десять лет и семнадцать картин.
Но, Виктория сумела запомниться зрителям таких фильмов как «О любви», «Преступление и наказание», «Урок литературы» и «Расплата», своей удивительной красотой и проникновенной игрой.
Кадры из фильмов: 1. «До свиданья, мальчики». 2. «Двое». 3. «Сильные духом», 4. «О любви».
В финале фильма «О любви» Виктория Фёдорова прекрасно сыграла даже без слов
Мила Романовская
Сногсшибательная блондинка начала свою карьеру в Ленинграде, но через некоторое время ее перевели в московский Дом моды. В столице разгорелся спор о том, кто является главной красавицей СССР: Романовская или ее вечная соперница Збарская. Мила вышла победительницей, получив платье Татьяны Осмеркиной для России. Самая важная выставка в жизни модели состоялась на Международной выставке легкой промышленности в Монреале. Мила Романовская была очень успешна и в личной жизни — она трижды была замужем, родила дочь Настю в начале своей карьеры и сейчас живет в Великобритании со своим последним мужем.
Неожиданная встреча с отцом
Между тем отец Виктории, с позором выдворенный из СССР, многие годы даже не догадывался о существовании у него дочки, да еще такой красавицы. Более того, пытаясь разузнать хоть что-то о судьбе своей любимой, Джексон Тейт не один раз подавал запросы в СССР, но все они оставались без ответов.
Через несколько лет мужчине пришло письмо от неизвестного, в котором говорилось, что Зоя Федорова вышла замуж и, родив двух детей, живет счастливо с мужем. После этой новости Тейт решил, что актриса забыла о нем, и прекратил поиски. И лишь спустя двадцать девять лет после отъезда из СССР мужчину (который к тому времени стал контр-адмиралом ВМС США) разыскала Ирина Керк, преподававшая в Коннектикутском университете. Она и поведала Джексону о существовании дочки.
Используя свои связи, Тейт добился, чтобы приехала к нему в США на три месяца Виктория Федорова. Актриса не только познакомилась с отцом, но и дала несколько пресс-конференций, на которых рассказала печальную историю своей мамы, ставшей жертвой интриг сталинской элиты.
Не желая терять связь с новообретенной дочерью, контр-адмирал предложил ей помочь с переездом в США. Однако помощь девушке не понадобилась, поскольку за время пребывания в Америке у Федоровой закрутился роман с американским летчиком Фредериком Ричардом Поуи, который вскоре женился на советской красавице, узаконив таким образом ее статус в стране. А еще через пару лет она получила гражданство США.
Советская модель в которую влюбился ротшильд. Судьбы самых ярких моделей ссср
Пока точно неизвестно, кто были родители звезды советского подиума и где она родилась. По одной из версий, Регина родилась в Ленинграде. Она родилась в семье цирковых артистов, которые погибли во время опасного трюка. Регина выросла в детском доме. По другой версии, Регина родилась в Вологде в обычной советской семье: ее мать была госслужащей, а отец — отставным офицером. Биография» советской Софи Лорен «становится прозрачной только с 1953 года — когда 17-летняя Регина приехала в Москву и поступила во ВГИК. Как и большинство ее сверстников, девушка мечтала стать актрисой, но почему-то выбрала финансовый факультет. Однако Регину несколько раз приглашали на пробы, но так и не предложили сняться в фильме. Однако у нее появились полезные знакомства: Регину обнаружила художница и модельер Вера Аралова и пригласила работать в дом Союза моделей на Кузнецком мосту. В начале 1960-х годов популярность Регины превзошла популярность Союза: французы называли ее «самым красивым оружием Кремля».
Но ее коллеги по подиуму называли Регину по-другому — «Снежная королева». Она была скрытной, ни с кем не заводила близких друзей и поэтому многие считали ее высокомерной. Но, возможно, дело было не в сложном характере звезды, а в проблемах, которые сопровождали ее брак.
В начале 1960-х годов Регина вышла замуж за московского художника Льва Збарского. Пара была счастлива, пока Регина не забеременела. Ее муж настоял на аборте. Вместо того чтобы содержать жену, он завел роман с актрисой Марианной Вертинской. А вскоре он ушел к другой актрисе — Людмиле Максаковой — и родил сына. Регина Збарская, страдавшая от депрессии, была направлена в психиатрическую клинику.
После лечения модель вернулась на подиум и попыталась возобновить свою личную жизнь. Опять же, никто не знает подробностей. По одной из версий, Регина встречалась с молодым югославским журналистом, который использовал ее, чтобы стать знаменитой. Считается, что он написал книгу «100 ночей с Региной Збарской», в которой описывается работа куклы на КГБ. Саму книгу так и не увидели, но, тем не менее, разразился скандал, и кукла пыталась покончить жизнь самоубийством. По другой версии, Збарская решила покончить с собой, потому что не могла вернуть себе прежнюю форму. В любом случае, она снова оказалась в реабилитационном центре. Не было и мысли о ее возвращении на подиум. Вячеслав Зайцев предложил ей работу уборщицы, это было единственное, что он мог для нее сделать.
В 1987 году Регина Збарская покончила жизнь самоубийством в возрасте 52 лет. Но опять же, неизвестно, где и когда — в психиатрической клинике или в своей квартире. На похороны Регины Збарской никто не пришел. Где она похоронена, неизвестно.
Лека (полное имя Леокадия) Миронова мечтала стать оперной певицей, балериной или архитектором. Но в юности она повредила голосовые связки и больше не могла петь. Однако ее приняли в Вагановское училище, но и здесь здоровье подвело: у нее развился остеопороз. Лека также не стал архитектором из-за проблем со зрением. Вместо этого она стала одной из самых известных моделей в Советском Союзе. Но сначала она поступила в школу театрального и технического искусства, где ей часто приходилось работать моделью. Учителя оценили красоту студентки и предложили ей попробовать себя в качестве модели. Так Лека оказалась в Доме моделей, где ее обнаружил Слава Зайцев. Модельер и модель работают вместе уже более полувека.
Найти отца
Виктория Федорова узнала о том, что отец жив, только в 13 лет. Мать, наконец, рассказала ей о нем. И сообщила, что он американец. Ожидания Виктории, что отец откликнется после картины «Двое», облетевшей весь мир, оказались напрасны. Но она упрямо продолжала его поиски.
Помогла ей в этом русская американка, писательница Ирина Керк. Был разгар «холодной войны» СССР с Америкой
Поиски вести приходилось с великой осторожностью. Прошло несколько лет, прежде чем Ирина нашла адрес Тейта
Она написала ему несколько писем, но ответа не последовало.
Тейт в то время был женат уже в третий раз. Дослужился до адмирала в отставке. На письма незнакомки отвечать не собирался, но любопытство победило. Созвонившись с Ириной, он узнал, что у него есть дочь. Тейт был растроган и взволнован. Получив от Ирины фото дочери, он сразу ее узнал, так как она была очень на него похожа.
Федорова Виктория, актриса СССР, получила от отца приглашение из Америки и попыталась уехать в США, чтобы, наконец, встретиться с ним. Но отношения между странами были довольно напряженными, и власти всячески препятствовали и не давали выездную визу. Дошло до того, что Виктории пришлось собирать дома пресс-конференцию из двух американских журналистов. И сообщить через них всему миру, что поездка в США никак не связана с политическими взглядами, и она просто очень хочет увидеть отца.
Это помогло. В американской газете «»Нью-Йорк Таймс»» была напечатана про нее статья. На 4 колонки. После ее публикации через месяц ей все же поставили печать визы в паспорте. Соблюдая повышенные меры секретности (так как за Викторией с матерью постоянно велась слежка), она улетела в Америку, где, наконец, встретилась со своим отцом.
Последние годы
В лагере Федорова познакомилась с Ниной Руслановой. Эту дружбу они сохранили и после освобождения. В 1955 году актрису амнистировали. Вскоре она встретилась с дочерью, и они поселились в крохотной московской квартире. Федорова продолжала сниматься, но играла теперь, конечно, не ярких красавиц, а немолодых, колоритных женщин.
В семидесятые актриса получила просторную квартиру на Кутузовском проспекте. Здесь она провела последние годы своей жизни. Виктория эмигрировала. Зоя Федорова тоже не раз летала в Штаты. 1978-м она начала собирать документы для выезда на ПМЖ. Но уехать к дочери не успела.
В 1981 году актриса была убита в собственной квартире. Преступника так и не нашли. Существует версия, что она участвовала в вывозе бриллиантов за границу, что и привело к трагической гибели. Есть также мнение, что преступником является человек из лагерного прошлого Федоровой. Так или иначе, это дело вряд ли когда-нибудь прояснится, так же, как и многие факты из биографии звезды советского кино.
Потеря матери
Смерть матери стала последней ниточкой, которая связывала Викторию с родиной. Зоя приезжала несколько раз в Америку и собиралась переехать к дочери насовсем. Но в декабре 1981 года была убита в собственной квартире выстрелом в голову. Уголовное дело было заведено, но так и не раскрыто.
Квартиру никто не взламывал, Зоя открыла убийце дверь сама. Из-за этого было предположение, что это был кто-то из ее знакомых. Но «копать» никто не стал. И дело тихо спустили в архив. Для Зои даже не давали места на кладбище. И все попытки Виктории найти справедливость провалились. Только ее ближайшие родственники смогли добиться, чтобы Зоя Федорова была по крайней мере похоронена.
Счастливое воссоединение
Участь семьи врагов народа была очень сложной. Отношение к ним было пренебрежительным. Росли дети в нищете и часто голодали.
Джексон Тейт ничего не знал о дальнейшей судьбе возлюбленной, продолжая слать ей письма. В конце концов, его убедили, что у Зои новая семья, и он решил забыть свою русскую любовь.
Тем временем Фёдорова-старшая терпела ужас и лишение заключения вплоть до смерти Сталина. Когда актрису освободили, ей помогла обустроиться на воле подруга и сокамерница – певица Лидия Русланова.
Зоя наконец-то познакомилась с дочкой, и Вика узнала о своем происхождении. К счастью, больше мать и дочь не расставались.
Когда девочка узнала правду о своем отце, ей захотелось, во что бы то ни стало, его повстречать. От своей матери она унаследовала необыкновенную красоту и актёрский талант.
Поэтому повзрослев, решение поступить в театральное училище было обусловлено еще и желанием, чтобы отец узнал о своей дочери через экран. Увидел ее в каком-нибудь фильме.
Сталинград
А признание более старшего поколения и, конечно, критики, актер получил несколько позже, сыграв главную роль в кинофильме «Сталинград». В одном из интервью актер вспоминает, как на съемочной площадке пекли с актерами картошку и угощали режиссеров.
К актерской братии, как признался сам Федоров, он относится куда более нежно, чем к тем художникам, с которыми столкнулся в худучилище. Однако близких друзей среды актеров не назвал.
Петр Петрович предположил, что на съемочных площадках приходится контактировать достаточно мало. График обычно жесткий, за короткий срок нужно отснять много материала. Только и успеваешь, что отработать и немного отдохнуть, побыть в тишине, а потом — снова в бой.
Комментарии[править | править код]
- Также Viktori[y]a Fyodorova, Victoria Fedorova.
- Через некоторое время Тейт, безрезультатно славший в СССР запросы о судьбе Зои Фёдоровой, получил анонимное письмо из Швеции, сообщавшее о том, что его бывшая возлюбленная вышла замуж за некоего композитора и «счастливо растит с ним двоих детей». Имя отправителя письма осталось неизвестным.
- Во время предварительного заключения во внутренней тюрьме на Лубянке Зою Фёдорову подвергали систематическим издевательствам — обливали кипятком, били, не давали спать. Узнав о приговоре, актриса пыталась повеситься в камере лефортовского тюремного изолятора, но самоубийству помешали тюремные надзиратели. 20 декабря 1947 года из лагеря в Потьме Фёдорова отправила письмо Берии, завершавшееся словами: «<…> наказали не меня, а моих маленьких детей, которых у меня на иждивении было четверо: самой маленькой, дочери, два года, а самому старшему, племяннику, десять лет. Я умоляю Вас, многоуважаемый Лаврентий Павлович, спасите меня! Я чувствую себя виноватой за легкомысленный характер и несдержанный язык. Я хорошо поняла свои ошибки и взываю к Вам как к родному отцу. Верните меня к жизни! Верните меня в Москву!» Реакции на письмо не последовало.
- Ошибка в источнике. Имя героини Виктории Фёдоровой в фильме «Двое» — Наташа.
- Узнав о желании Виктории встретиться с отцом из публикации в журнале People, Поуи написал Тейту письмо, в котором сообщил, что часто летает в Москву и почтёт за честь выполнить любое поручение адмирала. В США Виктории подарили пуделя по кличке Моряк, которого ей очень хотелось взять с собой в Москву, и Тейт вспомнил о пилоте из Pan American, распорядившись послать ему приглашение на приём.
- Незадолго до рождения внука Зоя Фёдорова добилась от советских властей разрешения на выезд в США, где 27 апреля 1976 года — через тридцать один год после их последней встречи — увиделась с отцом Виктории. 19 июля 1978 года 79-летний Джексон Тейт, за несколько месяцев до этого перенёсший тяжёлую операцию на сердце, умер от рака в больнице муниципалитета Ориндж-Парк (Флорида). Кроме русской дочери, у Тейта остался сын от американской жены Хэзел (Hazel) — капитан ВМС США Хью Тейт (Hugh Tate).
Возвращение в Москву
После смерти Сталина политические заключённые, в том числе и Зоя Фёдорова получила оправдание, затем освобождение из тюрьмы. В 1955 г. состоялась долгожданная встреча Фёдоровой с девятилетней дочерью Викторией.
с дочерью
Помощь друзей и коллег
Тюремная подруга Лидия Русланова приютила Зою с дочерью после освобождения из заключения.
Умер Сталин, нет Берии. На дворе хрущёвская оттепель, но Лубянка требует написать характеристику артистке Зои Фёдоровой. И здесь ей помогли коллеги, друзья, режиссёры, актёры с которыми снималась в кино.
Многие актёры подключились к этому делу, поддержав коллегу.